МУК "Абинская библиотека"

Найти: на:

Наш адрес
353320
Краснодарский край г.Абинск ул.Интернациональная, 32
Телефоны:
Директор
8(86150) 5-32-92
Отдел методической и библиографической работы, правовой информации и информационных технологий
8(86150) 5-13-43
E-mail: abinlib@narod.ru
Часы работы
с 9.00 до 18.00 ч.
Выходной - суббота
1-е число каждого месяца санитарный день



4 april, 2011



Рейтинг@Mail.ru

Интеллектуальная поисковая система Nigma.ru





( к 200-летию В. Г. Белинского)

методико-библиографическое пособие



Белинский был особенно любим...
Молясь твоей многострадальной тени,
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!

В те дни, как всё коснело на Руси,
Дремля и раболепствуя позорно,
Твой ум кипел - и новые стези
Прокладывал, работая упорно.

Ты не гнушался  никаким трудом:
«Чернорабочий я - не белоручка!» -
Говаривал ты нам - и напролом
Шел к истине, великий самоучка!

Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе.

Н. Некрасов



Открытое письмо Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

В будущем году (11 июня 2011 г.) исполняется 200 лет со дня рождения Виссариона Григорьевича Белинского. Как нам стало известно, широкомасштабного празднования этого юбилея не планируется, за исключением ряда мероприятий в Пензенской области, где прошли детские и юношеские годы Белинского.
По нашему убеждению, ограничить все готовящиеся мероприятия только Пензенской областью нельзя. Белинский – фигура не регионального масштаба, а всероссийского. Его творчество – часть российской и мировой культуры.
Просим Вас Вашим Указом или соответствующим поручением Правительству России инициировать празднование юбилея Белинского на федеральном уровне, что соответствовало бы значению творческого наследия великого критика для русской культуры. Считаем необходимым учредить Всероссийский оргкомитет по празднованию данного юбилея.
Союз писателей



11 июня (30 мая ст. ст.) 2011 года исполняется 200 лет со дня рождения Виссариона Григорьевича Белинского, выдающегося литературного критика и публициста, философа.
Значение Белинского и его влияние в русской литературе было громадно. Он не только указал тот путь, по которому должна идти литература, чтобы стать общественной силой, но явился учителем и руководителем молодого поколения писателей – плеяды 40-х годов 19 века, все представители которой, прежде всего и больше всего обязаны идейной стороной своих произведений именно Белинскому.
В преддверии юбилея В. Г. Белинского библиотекам следует организовать мероприятия, которые бы в полной мере раскрыли исторические заслуги Белинского как великого русского критика, философа, публициста, борца за демократическое развитие и просвещение России.
В период подготовки к этой дате необходимо определить наличие в библиотеке произведений В. Г. Белинского, литературы о его жизни и творчестве. В юбилейный год обычно возрастает поток публикаций о нем в средствах массовой информации. Рекомендуем собирать этот материал в тематические папки. Сообщение о юбилее классика русской литературы необходимо отметить публикациями в средствах массовой информации, информацию о мероприятиях, посвященных его творчеству, рекомендуем разместить на информационных стендах, книжных выставках, в литературных календарях. Издать информационные буклеты «Перечитывая
В. Г. Белинского», «О Белинском», «В. Г. Белинскому – 200 лет»; библиографические пособия «Белинский и русская литература его времени», «Два века спустя. Виссарион Белинский».
В целях освещения творчества В. Г. Белинского, рекомендуем использовать формы:
литературные часы «Бессмертное слово великого сына народа», «Искатель истины», «Во имя будущей литературы и жизни», «Белинский в воспоминаниях современников», «Читаем классику с Белинским»; «У него был ключ к словам»;
литературные портреты, литературные чтения «Едва ли первый ты заговорил о равенстве, о братстве, о свободе», «Он жил так точно, как писал…»;
белинские чтения «Белинский и русские писатели»;
читательские конференции «Литературная правда Белинского»,
«В. Г . Белинский – критик и общественный деятель»
вечера-портреты «Русский литературный критик», «В. Г. Белинский: человек из энциклопедии», «Несколько фактов из жизни
В. Г. Белинского», «В. Г. Белинский: жизнь и творчество»;
устные журналы «В. Г. Белинский в портретах, иллюстрациях»; информационные обзоры «О русских классиках», «Литературное наследие Белинского»;
электронные презентации «Войди в мир В. Г. Белинского», «Неистовый Виссарион. Тайны биографии».
Организация любого творческого мероприятия должна сопровождаться оформлением книжно-иллюстративных выставок: «Все о Белинском», «Гордость русской литературы», «Гений русской критики», «Неистовый Виссарион», «Подвижник русской литературы», «Литературное наследие В. Г. Белинского»,
«В. Г. Белинский – писатель, критик, публицист», «Виссарион Белинский: литературное наследие» и др.
Методико-библиографическое пособие «Мастер литературной критики» включает: методические рекомендации библиотечным работникам для оказания им методической помощи при подготовке мероприятий, освещающих жизнь и творчество В. Г. Белинского; список литературы, рекомендуемой для использования.
Белинский Виссарион Григорьевич родился 11 июня 1811 года в Свеаборге, где отец его был морским врачом. Детство свое Белинский провел в городе Чембаре, в 1820 году поступил в уездное училище, а с 1825 года учился в пензенской гимназии. Не окончив учения в гимназии, в 1828 году он решил поступить в Московский университет; для осуществления этой мечты ему пришлось преодолеть много препятствий. Но все-таки в конце 1829 года ему удалось стать студентом Московского университета. Нерадостные воспоминания остались у Белинского о детских годах. Мать его была типичной провинциальной кумушкой, а отец, человек не без дарований и кое-что обещавший, совершенно опустился под влиянием провинциальной жизни. Характеры отца и матери отразились и на сыне. Темперамент матери, резкость и прямота отца проявились уже в молодом Белинском.
Любовь к родной литературе развилась в Белинском с самых юных лет. Он сам описывает, как он перечитывал без разбора все, что
печаталось тогда в журналах, альманахах и собраниях сочинений. Еще, будучи учеником уездного училища, он "в огромные кипы тетрадей" списывал стихотворения и классиков русской литературы: Державина, Карамзина, Крылова и знаменитостей того времени: Станевича, Невзорова и др. То же самое продолжалось в период его пензенской гимназической жизни, когда особое впечатление
произвели на него сочинения князя Одоевского и когда от преклонения перед Державиным и Жуковским он перешел к восторженному преклонению перед Пушкиным. Юноша сам пробовал писать, сочинять баллады, рассказы и считал себя, по его словам, "опасным соперником Жуковского". Одно из таких стихотворений "Русская Быль" дошло до нас, так как было тогда же напечатано. Но к этому времени Белинский уже отказался от поэтического творчества; он решил, что оно не для него, и в конце 1830 г. перешел к другой отрасли искусства: он стал писать в прозе драму "Дмитрий Калинин". На трагедию эту Белинский возлагал большие надежды. Он не только был под обаянием "лестной сладостной мечты о приобретении известности", но надеялся также и "разжиться казною".
В конце 30-го года, когда в Москве свирепствовала холера, в университете был карантин, и студенты были заперты в нем в течение трех осенних месяцев. Этим временем невольного отдыха Белинский воспользовался для того, чтобы закончить трагедию, и прочел ее в литературном студенческом кружке с большим успехом, а затем представил в университетскую цензуру для напечатания. Товарищи Белинского в своих воспоминаниях рассказывают подробнее, что профессора-цензоры обрушились на Белинского, пригрозили ему ссылкой в Сибирь, каторгой или солдатчиной; это так потрясло Белинского, что он в тот же день слег в больницу.
И действительно, полтора года спустя Белинский был исключен из университета под предлогом "слабого здоровья и ограниченности способностей". Несомненно, что действительным предлогом было "дурное направление" Белинского, выразившееся в этой его юношеской трагедии "Дмитрий Калинин". Трагедия эта направлена против крепостного права. Герой драмы, Дмитрий Калинин, сын дворовых людей, с детства воспитывался в семье своего помещика-владельца, Лесинского, и полюбил дочь своего приемного отца Софию. Не думая о "пустых обрядах", они отдались друг другу. И в то время как Дмитрий собирался во всем признаться и повиниться своему приемному отцу, - отцу Софьи, - он получает известие, что его приемный отец умер, и что ненавидящая Дмитрия семья Лесинских приказывает ему вернуться в деревню и быть лакеем при свадьбе Софьи, которая будто бы выходит замуж за князя. Дмитрий появляется на балу у Лесинских, происходит ссора, и он убивает одного из братьев Софьи, жестокого и злого рабовладельца. Потом, по просьбе Софьи, он убивает ее и перед тем, как убить себя, случайно узнает, что он, Дмитрий, побочный сын Лесинского и таким образом брат Софьи. И вот Дмитрий Калинин, кровосмеситель, братоубийца, проклинает память своего отца, проклинает весь мир и закалывается. Сущность драмы не столько в постановке вопроса социального, сколько этического, философского и религиозного: мало того, что люди тираны, кровопийцы, рабовладельцы; не таким ли является и Бог, который позволяет свершиться тому, что свершилось с Дмитрием Калининым? И Дмитрий Калинин готов проклясть за это Бога: "Ты Существо Всевышнее, - восклицает Дмитрий, - скажи мне, насытилось ли Ты моими страданиями, натешилось ли моими муками, навеселилось ли моими воплями, упилось ли моими кровавыми слезами?.. Кто сделал меня преступником? Может ли слабый смертный избежать определенной ему участи? А кем определяется эта участь? О, я понимаю эту загадку!.." И Калинин решает, что "Бог наш отдал нашу несчастную землю на откуп дьяволу". Таким образом, в юношеском произведении Белинского были предвосхищены все три основные позднейшие взгляда его на мир, на жизнь и на человека.
К литературной работе Белинский приступил вскоре после своего исключения из университета. Ему удалось пристроиться в журналы Надеждина "Телескоп" и "Молву". С 1833 г. он стал помещать там свои переводы с французского, а затем, вероятно, и небольшие рецензии. Осенью 1834 г. он в течение нескольких месяцев печатал в "Молве" свою первую дебютную критическую статью "Литературные мечтания", и с этих пор стал главным
критиком журналов Надеждина, в которых в течение 1835 и 1836 годов поместил ряд рецензий и несколько больших статей. Из последних особенно выдаются, кроме "Литературных Мечтаний", статьи: "О русской повести и повестях г. Гоголя", "Ничто о ничем", "О критике и литературных мнениях "Московского Наблюдателя" и "Опыт системы нравственной философии".
"У нас нет литературы" - это основная тема всех "Литературных Мечтаний" Белинского. Подробно обозревая всю русскую изящную словесность послепетровского времени, Белинский находит только четырех подлинных выразителей народного духа: Державина, Крылова, Грибоедова и Пушкина. Но это не мешает критику закончить свою элегию в прозе восторженным пророчеством о том, что у нас еще наступит истинная эпоха искусства, что у нас еще будет литература, достойная великого народа. Исходя из этих эстетических оснований, Белинский производил и историко-литературные и критические оценки и старым, и современным ему писателям. Большую статью он посвятил Гоголю ("О русской повести и повестях г. Гоголя", 1835), впервые поставив этого писателя на надлежащую высоту; он первый вскрыл сущность гоголевского творчества. В том же году Белинский написал статью о стихотворениях Кольцова, впервые обратив внимание на этого начинавшего тогда поэта. В следующем году он поместил в "Телескопе" замечательную статью "Ничто о ничем". Это был обзор русской литературы 1835 г., основанный на тех же эстетических основаниях, как и предыдущие статьи Белинского. Попутно Белинскому пришлось выдержать много полемических стычек, из которых он почти всегда выходил победителем. Одной из замечательнейших статей в этом роде является статья "О критике и литературных мнениях "Московского Наблюдателя" (1836), направленная против Шевырева, с которым Белинскому так много впоследствии приходилось сражаться.
Осенью 1836 г. в "Телескопе" было помещено знаменитое "философическое" письмо Чаадаева, за помещение которого журнал был разгромлен, Надеждин сослан, и сам Белинский подвергнут обыску при своем возвращении в Москву из деревни Бакуниных, где он гостил осенью 1836 г. Писем Белинского той эпохи тоже не осталось, а потому этот полуторагодовой период до весны 1838 г. остается до сих пор наименее выясненным в биографии Белинского.
Вскоре из области политической Белинский перенес свое отрицание и в область фихтеанской теории познания; в душе его назревал протест против этой совершенно несвойственной ему "фихтеанской отвлеченности". Последним толчком было знакомство его осенью 1837 г. с философией Гегеля, в которую его ввел также Бакунин. "Новый мир нам открылся. Это было освобождение, - вспоминал впоследствии Белинский про осень 1837 г. - Слово "действительность" сделалось для меня равнозначительно слову Бог". Прежде Белинский говорил о призрачности внешнего и действительности внутреннего идеального мира; теперь Белинский признал "действительным" весь окружающий его мир, признал внутреннюю разумность не только внутреннего, но и всего это внешнего мира. Так пришел Белинский к знаменитой теории разумной деятельности, увидев в ней реалистический оплот против былых своих идеалистических отвлеченностей.
С весны 1838 г. Белинскому удалось вернуться к журнальной работе. Группа его друзей, с Бакуниным во главе, стала издавать журнал "Московский Наблюдатель". Белинскому пришлось играть в нем главную роль не только литературного критика, но и редактора. Журнал продолжался до середины 1839 года, и Белинский поместил в нем целый ряд статей, характерных для эпохи его гегельянства. Самой главной является огромная статья о Гамлете, содержащая в себе и разбор этой драмы. Кроме статьи о "Гамлете", Белинский поместил в "Московском Наблюдателе" целый ряд рецензий, статьи о которая даже была поставлена в начале 1839 года на московской сцене; эта вполне слабая вещь была последней данью Белинского сочинениях Греча, о романах Лажечникова и теоретическую статью "О критике". Там же была помещена и написанная Белинским, вероятно, в 1837 - 38 годах драма "Пятидесятилетний дядюшка", попыткам художественного творчества. Она была напечатана в "Московском Наблюдателе" незадолго до его подписчиков, и Белинскому снова пришлось искать себе журнальной работы. Вообще все это время с конца 1836 года Белинский очень бедствовал. Неудачная любовь его к Александре Бакуниной в связи с тяжелым положением денежных дел привела Белинского к тому, что еще зимою 1836 года он чувствовал себя совершенно опустившимся и, чтобы заглушить тяжелые чувства, "предавался чувственности". Такая жизнь довела его до болезни, и весною 1837 года ему пришлось ехать лечиться на Кавказ на средства друзей. В то же самое время Белинский составил и издал книгу: "Основание русской грамматики", надеясь поправить ею свои денежные обстоятельства; но он еще более ухудшил их, потому что изданная в долг грамматика почти совсем не расходилась.
В 1838 - 39 годах, во время сотрудничества в "Московском Наблюдателе", Белинский тоже постоянно нуждался, а по прекращении этого журнала остался совершенно в безвыходном денежном положении. Ему пришлось поэтому в конце 1839 года решиться на переезд из Москвы в Петербург, где предстояла работа в "Отечественных Записках", журнале Краевского, в руки которого этот журнал незадолго до того перешел. Начался петербургский период в жизни Белинского и сотрудничество его в "Отечественных Записках", продолжавшееся до начала 1846 года. Это время было расцветом критической деятельности Белинского, а также и расцветом "Отечественных Записок"; в них Белинский поместил громадное число статей, составивших ему в то время крупное литературное имя. Белинский переехал в Петербург непримиримым гегельянцем, хотя еще в Москве начались у него споры со многими товарищами, которые были не согласны с тем односторонним пониманием гегельянства, которое проповедовал Белинский. На этой почве он разошелся с Бакуниным, а также выдержал жестокий спор с Герценом, только что возвращавшимся тогда из пятилетней ссылки. Далекий от былого радикализма, Белинский перешел теперь к преклонению перед всем существующим на том основании, что "все действительное разумно". Эта новая перемена во взглядах Белинского совершилась сразу, каким-то взрывом, в 1841 году. Уже приехав в Петербург в конце 1839 года, Белинский был в состоянии тяжелого душевного кризиса. В душе Белинского происходила тяжелая борьба. Он старался убеждать себя в истинности своей радостной гегельянской точки зрения и писал свои восторженные статьи в то самое время, когда стал видеть в окружающей его жизни уже не разумную действительность, а действительность "гнусную", как он стал теперь называть ее. Таким образом, Белинский вернулся к той точке зрения героя своей юношеской драмы, Дмитрия Калинина, с которой он сражался так много лет. Помещая в 1839 - 40 годах ряд блестящих статей, защищающих "разумную действительность", Белинский делал для себя последнюю попытку отстоять вообще объективную осмысленность мира. Но это ему не удалось; ему не удалось заглушить в себе тот скептический голос, который говорил ему о мучениях человеческой личности, хотя бы весь мир и был разумен. Вот отчего происходит то противоречие, которое имеется между статьями и письмами Белинского 1840 года. В статьях своих он восхваляет действительность, а в письмах говорит о полной потере своей веры в нее. "Жизнь - ловушка, а мы мыши; иным удается сорвать приманку и выйти из западни, но большая часть гибнет в ней, а приманку разве понюхают; глупая комедия, черт возьми"...
В 1842 году Белинский окончательно пришел к "социальности" и с этой точки зрения стал оценивать все литературные и общественные события, вплоть до конца своей критической деятельности.
В том же 1840 - 41 г. Белинский написал две большие статьи о Лермонтове, к литературным опытам которого он уже давно, с середины 1838 года, относился с восторгом и с ожиданием. Большую статью посвятил Белинский "Герою нашего времени", доказывая художественное единство этого романа и его "индивидуальную общность".
Начиная с 1841 г., Белинский стал помещать в "Отечественных Записках" ежегодное обозрение русской литературы.
Белинский признает теперь, что "какова бы ни была наша литература, но она - огромное явление для каких-нибудь ста лет". Уже годом позднее Белинский перешел к строго исторической точке зрения на историю русской литературы, и это было отчасти проявлением того факта, что к 1842 году Белинский уже окончательно сделался проповедником идеи "социальности".
В статьях его, начиная с 1842 года, все определеннее и сильнее звучат ноты светлой веры в социальное устроение человечества и историческую необходимость этого устроения; параллельно с этим растет и уверенность в историческом значении и в историческом развитии русской литературы как органа народного сознания.
За это время произошел целый ряд перемен в его личной жизни. Неудачная любовь к Бакуниной снова воскресла в Белинском в 42 - 43 годах, и на этот раз Белинский, по-видимому, мог рассчитывать на взаимность. Но летом 1843 году Белинский, гостивший в то время в Москве у Боткина, встретился со своей будущей женой, Марией Васильевной Орловой, классной дамой московского института. Это была немолодая уже женщина: Белинский женился на ней в ноябре 1843 года. Брак этот, по-видимому, не был особенно удачным, - по крайней мере, в марте 1846 г. Белинский писал Боткину, что за эти три года он "пережил да передумал и уже не головою, как прежде, право, лет за тридцать". К тому же обострялась и болезнь - чахотка, которой Белинский был болен, по-видимому, еще в Москве; тяжелая журнальная работа и эксплуатация Белинского издателем "Отечественных Записок", ловким и оборотистым Краевским, еще более обострила к середине 40-х годов болезнь Белинского. Московские друзья старались помочь ему, чем могли; когда они (Герцен, Бакунин, Грановский и другие) узнали о решении Белинского уйти в начале 1846 г. из "Отечественных Записок" и о намерении его издать большой сборник "Левиафан" для того, чтобы обеспечить свое существование, то они тотчас же предложили и прислали ему целый ряд статей. Однако издание этого альманаха Белинский решил отложить на осень 1846 г., так как московские друзья его (главным образом, Герцен), обеспокоенные состоянием здоровья Белинского, устроили ему поездку по России с мая по октябрь этого года.
Знаменитый актер Щепкин, старый московский знакомый Белинского, ехал летом этого года на гастроли по всей России, вплоть до Одессы и Крыма, и Белинский пустился с ним в полугодовое путешествие, которое, однако, не поправило его здоровья. За время его отсутствия старый пушкинский журнал "Современник" был куплен друзьями Белинского - Панаевым и Некрасовым, так что после возвращения из путешествия Белинский мог снова взяться за журнальную работу и стал, хотя и не редактором, но, во всяком случае, заведующим литературно-критической частью этого журнала. Здоровье, однако, не позволяло ему отдавать этому журналу так много сил, как это ему хотелось; уже в начале 1847 г. доктора стали снова посылать его в путешествие на воды, в Силезию. Средства для поездки снова достали друзья Белинского, главным образом, Боткин, и Белинский провел за границею летние месяцы 1847 г. Из Силезии Белинский проехал в Париж, где виделся с Бакуниным, Герценом и другими своими петербургскими друзьями. Заграничное лечение не помогло ему, и он вернулся осенью в Петербург еще более больным, чем уехал за границу; по его собственному выражению, он "беспрестанно умирал". Но и такое состояние не помешало Белинскому дать в 1847 - 48 годах целый ряд замечательных статей, достойно завершивших его литературную и критическую деятельность. В "Современнике" 1847 г. им написаны большие статьи о воспоминаниях Булгарина, о жизни и сочинениях Кольцова; дано обозрение русской литературы за 1846 год.
В этом же 1847 г. Белинским было написано статья-письмо, которое Герцен справедливо считал завещанием Белинского. Это было знаменитое письмо Гоголю по поводу его книги "Выбранные места из переписки с друзьями", - письмо, долгое время, остававшееся недоступным для печати, но разошедшееся в тысячах списков по всей России; даже враги Белинского, славянофилы, видели в этом письме "исторический акт", "манифест" западничества.
Основной мыслью книги Гоголя была та, что бороться с общественными и социально-политическими несовершенствованиями можно и нужно только путем личного религиозного совершенствования. Эта проповедь личного совершенствования, как пути к решению общественных вопросов, была не только совсем чужда, но даже и враждебна взглядам Белинского, настолько враждебна, что спорить с этим общим принципом он не мог и не считал нужным, а сосредоточил свои удары на частных применениях этого принципа. Это замечательное по силе письмо Белинский написал Гоголю из Зальцбрунна, написал резко и энергично, не связанный никакими цензурными путями и, не опасаясь перлюстрации письма. Вследствие этого письмо осталось "нецензурным" в России до 1905 г.; но эта самая свобода от всяких цензурных пут позволила Белинскому написать это письмо с такою искренностью и силою, с какими он не имел возможности написать, ни одну из своих статей. В других статьях того же 1847 г. Белинский продолжал свою борьбу со славянофильством, а также отстаивал русскую натуральную школу, в реализме которой он видел противовес романтизму славянофильства. В последней своей статье "Взгляд на русскую литературу 1847 г." Белинский посвятил все свое внимание этому вопросу, снова возвращаясь к разработке проблемы об "искусстве", о его различии с "беллетристикой", служебное значение которой Белинский теперь очень ценил. В этой же статье Белинскому пришлось отметить крупный возникающий талант Гончарова в его только что появившейся "Обыкновенной истории" и разобрать критически целый ряд произведений Герцена, Тургенева, Григоровича, Достоевского, в которых он видел продолжателей Гоголя и представителей натуральной школы в русской беллетристике. Начав свою литературную деятельность с отрицания преемственности русской литературы, Белинский, как мы видели, подошел к идее о ее преемственности и проявлении ее, как сознания русского народа и русского общества. К концу своей жизни Белинский разочаровался в утопическом социализме, разочаровался в своей былой вере в возможность самоосвобождения народа, перешел к признанию исключительной роли личности в этом освобождении, но не успел развить этих своих новых взглядов, часть которых вскоре после этого развил в своих блестящих статьях и письмах Герцен.
26 мая 1848 г. Белинский умер. Он умер "вовремя", как говорил потом об этом Грановский, потому что в руки николаевских жандармов вскоре попало распространенное во многих списках его письмо к Гоголю, за одно чтение которого, между прочим, был приговорен к смертной казни Достоевский, один из членов кружка петрашевцев. В 1849 г. управляющий III отделением канцелярии Его Величества (нынешний департамент полиции) Дубельт "яростно сожалел" о смерти Белинского, как об этом передает Кавелин; "мы бы его сгноили в крепости" - таковы были слова Дубельта. Но смерть избавила Белинского от этого испытания. Значение Белинского громадно не только в истории русской литературы, но и в истории русской общественной мысли. Он был первым основателем истории новейшей послепетровской литературы; он был гениальным критиком, чутко улавливавшим малейшие проблески таланта в разбираемом авторе, но в то же время чутко показывавшим и слабые стороны писателей, которые до того считались "классическими". В области развития русской мысли Белинский совершил громадную работу за целые поколения; он и его друзья пережили в русской литературе громадную эпоху влияния немецкой философии, перешли к "социальности" и от нее к социализму, родоначальниками которого
на русской почве являются именно Белинский и Герцен. Те мысли и положения, которые Белинский развивал в 30 - 40-х годах,
разрабатывались и разрабатываются после него вот уже много десятков лет целыми группами представителей русской интеллигенции. И недаром "отцом русской интеллигенции" называют именно Белинского.


0

В подготовке мероприятий рекомендуем использовать нижеприведенную литературу:

Белинский, В.Г. Избранные статьи / В. Г. Белинский. – М.: Дет. лит., 1978. – 223 с.: ил. – (Школьная библиотека).
Белинский, В. Г. Взгляд на русскую литературу / В. Г. Белинский. – М.: Современник, 1982. – 606 с.: ил. – (Библиотека «Любителям русской словесности»).
Белинский, В. Г. Современные заметки / В. Г. Белинский. – М.: Сов. Россия, 1983. – 395 с. – (Библиотека русской художественной публицистики).
Белинский, В. Г. О детской литературе / В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А.Добролюбов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дет. лит., 1983. – 430 с.
Белинский, В. Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе / В. Г. Белинский. – М.: Просвещение, 1983. – 272 с. – (Школьная библиотека).
Белинский, В. Г. Сочинения Александра Пушкина / В. Г. Белинский. – М.: Сов. Россия, 1984. – 94 с.
Белинский, В. Г. О русских классиках / В. Г. Белинский. – М.: Худож. лит., 1979. – 525 с. – (Школьная библиотека).
Белинский, В. Г. Избранное / В. Г. Белинский. – М.: Моск. рабочий, 1954. – 552 с.
Белинский, В. Г. О театре: очерки / В. Г. Белинский. – М.: Дет. лит., 1982. – 94 с.: ил. – (В мире прекрасного).
Белинский, В. Г. О классиках русской литературы / В. Г. Белинский. – М.; Л.: Просвещение, 1950. – 360 с.
Белинский, В. Г. Статьи и рецензии / В. Г. Белинский.– М.: Московский рабочий, 1971.– 464с.– (Школьная библиотека).
Белинский, В. Г. Статьи о классиках / В. Г. Белинский. – М.: Худож. лит., 1970. – 607 с.

Литература о жизни и творчестве В. Г. Белинского


Живые страницы: Пушкин, Гоголь, Лермонтов; Белинский: в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. – М.: Дет. лит., 1979. – 543 с.: ил.
Славин, Л. И. Неистовый: повесть о Виссарионе Белинском. – М.: Политиздат, 1973. – 479 с.: ил. – (Пламенные революционеры).
Соловьев, Г. А. Эстетические идеи молодого Белинского / Г. А. Соловьев. – М.: Худож. лит., 1986. – 351 с.
Егоров, Б. Ф. Литературно-критическая деятельность В. Г. Белинского: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – 175 с.
В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. – М.: Худож. лит., 1977. – 733 с. – (Серия литературных мемуаров).
Кантемир; Белинский; Добролюбов; Писарев; Гончаров: биографические повествования/ сост. Н. Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал LTD, 1997. – 563 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей).



Мастер литературной критики (к 200-летию со дня рождения В. Г. Белинского): методико-библиографическое пособие / отдел методической и библиографической работы, правовой информации и информационных технологий; Абинская библиотека; материал обобщ. Е. В. Калюжная. – Абинск, 2011. – 18 с.

Данное пособие адресовано библиотечным работникам для оказания им методической помощи при подготовке мероприятий, освещающих жизнь и творчество В. Г. Белинского.





Публикации

Творческая работа

Мастер литературной критики

На орбите женщина космонавт

Знакомьтесь Гагарин

Забота о детях - главный закон

Горячая десятка

Календарь знаменательных и памятных дат 2011

Вы и ваши налоги

И вечная любовь звучит в душе

Как покорить олимпийские вершины

Великий подвиг на Волге

В осажденном Ленинграде

В библиотеку за здоровьем

В горах мое сердце

Хозяйство личное - забота общая

Имя России - Екатерина Великая

Дни воинской славы России

В библиотеку муниципального служащего

Календарь экологических дат

Календарь знаменательных и памятных дат 2010

Великая Отечественная война в литературе

"Я вновь умру, и я воскресну вновь..

Калейдоскоп профессий разных

Мир профессии 1

Мир профессии 2

Мир профессии 3

"Нелегкое право выбора"

"Чтение на ночь"

Певец донской земли

Все о вредных привычках

 




Rambler's Top100



Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz