|
Творческая работа
|
В поисках живой души (методико-библиографическое пособие к 200-летию Н. В. Гоголя)
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРАЗДНОВАНИИ 200-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.В. ГОГОЛЯ Учитывая значение творчества Н.В. Гоголя для отечественной и мировой культуры и в связи с исполняющимся в 2009 году 200-летием со дня его рождения, постановляю: 1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2009 году 200-летия со дня рождения Н.В. Гоголя. 2. Правительству Российской Федерации: образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения Н.В. Гоголя; обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения Н.В. Гоголя. 3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять участие в подготовке и проведении празднования 200-летия со дня рождения Н.В. Гоголя. Президент Российской Федерации В.ПУТИН Москва, Кремль 16 апреля 2007 года N 491
Среди замечательных деятелей русской и мировой культуры почетное место принадлежит Николаю Васильевичу Гоголю. Гениальный мастер поэтического слова, он создал великие произведения, покоряющие глубиной и правдивостью своих образов, силой творческого обобщения жизни, художественным совершенством. Юбилей Гоголя – отличный повод, для библиотек показать место и роль классика в современности, донести читателю правду о великом писателе и раскрыть суть его творчества. В юбилейный год рекомендуется составить план библиотечных мероприятий. Формы могут быть самые разные: гоголевские чтения, вечера-портреты, заседания в литературной гостиной, книжно-иллюстрированные выставки, видеолектории, электронные презентации, творческие конкурсы рисунков, уголки украинского быта, литературные игры, устные журналы, литературно-географические путешествия по гоголевским местам, вечера литературного портрета, театрализованные представления, презентации книг, Дни информации и библиографические обзоры. В качестве названий можно использовать следующие: «В поисках живой души», «В сердце моем Русь – одна только прекрасная Русь…», «Галерея гоголевских портретов», «Горьким моим словом посмеюся», «В городе N…», «Улыбка и смех – это для всех», «Гоголь – творение чисто русское», «Гоголь в интерьере эпохи», «Вечно ваш, Гоголь», «Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы…», «Сквозь видный миру смех: герои Гоголя глазами живописцев», «Великий русский сатирик», «Версты, летящие на встречу…», «Тропа к Гоголю», «Литературный мир Н. В. Гоголя», «Гоголь – художник и мыслитель», «Над чем смеялся Гоголь», «Одинокий гений», «Гоголевский месяцеслов», «Восхититься и призадуматься». Библиотеки также могут проинформировать население о приближающейся дате через средства массовой информации. Сообщение о юбилее писателя с перечнем библиотечных мероприятий, посвященных ему, рекомендуем разместить на информационных стендах, книжных выставках, в литературных календарях, сайте библиотеки. Следует, по возможности, отобрать имеющиеся в библиотеке книги, библиографические пособия, портреты, иллюстрации, фоторепродукции, видеофильмы по произведениям писателя. В юбилейный для писателя год возрастает поток публикаций о нем в средствах массовой информации. Рекомендуем собирать этот материал в тематических папках. Важно проверить состояние соответствующих разделов справочно-библиографического аппарата, выделив тематические рубрики, поскольку резко возрастет количество запросов гоголевской тематики. Наследие писателя нашло богатейший отклик во всех видах искусства. Советуем любое мероприятие, посвященное Н. В. Гоголю, насыщать музыкальным материалом. Существует немало инсценировок отдельных повестей «Вечеров на хуторе близ Диканьки», музыкальных спектаклей, поставленных по их сюжетам: опера М. П. Мусоргского на сюжет «Сорочинской ярмарки», опера П.И. Чайковского «Кузнец Вакула», лирико-комическая опера Н. А. Римского-Корсакова «Майская ночь», быль-легенда «Ночь перед Рождеством», Н. Лысенко «Тарас Бульба», Д. Шостаковича «Нос», Р. Щедрина «Мертвые души». Значительное влияние оказали ранние произведения Н. В. Гоголя на творчество русских художников: А. И. Куинджи «Украинская ночь», «Лунная ночь на Днепре», И. Н. Крамского «Пасечник», В. Маковского «Петрусь в лесу», «Ночью на постоялом дворе» и др. Не раз кинематографисты обращались к ранним повестям Гоголя. Режиссер В. Старевич поставил «Ночь перед Рождеством». «Вий» также экранизирован в 1909 году и в 1967 году. «Майская ночь, или Утопленница» - в 1910 году и 1952 году (режиссер А. Роу). А. Роу был и режиссером фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961). Постановка фильма «Вечер накануне Ивана Купала» была осуществлена на студии им. Довженко в 1968 году. Зарубежные кинематографисты также обращались к гоголевским сюжетам. Известны французский фильм «Тарас Бульба» (1936), итальянская экранизация «Шинели» (1952). Экранизации произведений писателя можно использовать для видеолекториев по творчеству Гоголя. Для просмотра спектакля московского театра Сатиры по одноименной комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предлагаем обращаться в методико-библиографический отдел Абинской библиотеки. Данное пособие включает страницы биографии русского писателя, памятные даты, литературную викторину «В творческой мастерской писателя», посвященную гоголевским произведениям, материалы к книжно-иллюстрированной выставке «Вечно ваш, Гоголь» и библиографический список литературы.
Страницы биографии Гоголя
Родился 1 апреля 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье небогатых помещиков В.А. и М.И. Гоголь-Яновских. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич умер, когда сыну было 15 лет; но полагают, что сценическая деятельность отца, который был человек веселого характера и замечательный рассказчик, не осталась без влияния на вкусы будущего писателя, у которого рано проявилась склонность к театру. Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке малорусского быта, панского и крестьянского. В этих впечатлениях был корень позднейших малорусских повестей Гоголя, его исторических и этнографических интересов; впоследствии из Петербурга Гоголь постоянно обращался к матери, когда ему требовались новые бытовые подробности для его малороссийских повестей. Влиянию матери приписывают задатки религиозности, впоследствии овладевшей всем существом Гоголя, а также и недостатки воспитания: мать окружала его настоящим обожанием, и это могло быть одним из источников его самомнения. Десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву для приготовления в гимназию, к одному из тамошних учителей. Образование получил в Нежинской гимназии высших наук, где был сначала своекоштным, потом пансионером гимназии. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасною памятью, в несколько дней подготовлялся к экзаменам и переходил из класса в класс; он быль очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности. Недостатки школы восполнялись самообразованием в товарищеском кружке, где нашлись люди, разделявшие с Гоголем литературные интересы (Высоцкий, по-видимому, имевший тогда на него немалое влияние; А. С. Данилевский, оставшийся его другом на всю жизнь, как и Н. Прокопович; Нестор Кукольник, с которым, впрочем, Гоголь никогда не сходился). Товарищи выписывали в складчину журналы; затеяли свой рукописный журнал, где Гоголь много писал в стихах. С литературными интересами развилась и любовь к театру, где Гоголь, уже тогда отличавшийся необычным комизмом, был самым ревностным участником. Смерть отца была тяжелым ударом для всей семьи. Заботы о делах ложатся и на Гоголя; он дает советы, успокаивает мать, должен думать о будущем устройстве своих собственных дел. К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле был совершенно неспособен. Предполагая посвятить себя юстиции, в 1828 году он переезжает в Петербург. Здесь на первый раз ждало его жестокое разочарование: скромные его средства оказались в большом городе очень скудными; блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. Его письма домой за то время смешаны из этого разочарования и из широких ожиданий в будущем, хотя и туманных. В запасе у него было много характера и практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену, сделаться чиновником, отдаться литературе. В актеры его не приняли; служба была так бессодержательна, что он стал ею тотчас тяготиться; тем сильнее привлекало его литературное поприще. В Петербурге он на первое время очутился в малорусском кружке, отчасти из прежних товарищей. Он нашел, что Малороссия возбуждает в обществе интерес; испытанные неудачи обратили его поэтические мечтания к родной Малороссии, и отсюда возникли первые планы труда, который должен был дать исход потребности художественного творчества, а вместе принести и практическую пользу: это были планы "Вечеров на хуторе близ Диканьки". Но прежде он издал под псевдонимом В. Алова ту романтическую идиллию "Ганц Кюхельгартен" (1829), которая была написана еще в Нежине (он сам пометил ее 1827 годом). Вскоре по выходе книжки в свет он сам уничтожил ее, когда критика отнеслась неблагосклонно к его произведению. В беспокойном искании жизненного дела Гоголь в это время отправился за границу, морем в Любек, но через месяц вернулся опять в Петербург (в сентябре 1829) и после загадочно оправдывал эту странную выходку тем, что Бог указал ему путь в чужую землю, или ссылался на какую-то безнадежную любовь: в действительности он бежал oт самого себя, от разлада своих высоких, а также высокомерных мечтаний с практическою жизнью. В 1831 году состоялось его знакомство с А.С. Пушкиным, сыгравшим важную роль в формировании личности Гоголя как писателя. Первая, принесшая ему славу книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» появилась в 1831–1832 гг. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком" двумя частями (в первой были помещены "Сорочинская ярмарка", "Вечер накануне Ивана Купала", "Майская ночь, или утопленница", "Пропавшая грамота"; во второй — "Ночь перед Рождеством", "Страшная месть, старинная быль", "Иван Федорович Шпонька и его тетушка", "Заколдованное место"). Известно, какое впечатление произвели на Пушкина эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины малорусского быта, блиставшие веселостью и тонким юмором. Следующими сборниками были сначала "Арабески", потом "Миргород", оба вышедшие в 1835 г. и составленные отчасти из статей, печатанных в 1830—1834 гг., отчасти из новых произведений, явившихся здесь впервые. Литературная слава Гоголя установилась теперь окончательно. Тем временем в личной жизни Гоголя происходили события, различным образом влиявшие на внутренний склад его мысли и фантазии и на его внешние дела. В 1832 году он в первый раз был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через Москву, где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или менее близкими друзьями: с Погодиным, Максимовичем, Щепкиным, С. Т. Аксаковым. Домашние дела были расстроены; сам Гоголь уже не был восторженным юношей, каким оставил родину: жизненный опыт научил его вглядываться глубже в действительность и за ее внешней оболочкой видеть ее часто печальную, даже трагическую основу. Вернувшись в Петербург, Гоголь усиленно работал над своими произведениями: это была вообще самая деятельная пора его творческой деятельности; он продолжал, вместе с тем, строить планы жизни. С конца 1833 года он увлекся мыслью столь же несбыточной, как были его прежние планы относительно службы: ему казалось, что он может выступить на ученое поприще. В то время приготовлялось открытие Киевского университета, и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал девицам в Патриотическом институте. К его огорчению, оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу; но зато вскоре ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете, конечно, благодаря влиянию его высоких литературных друзей. Он действительно занял эту кафедру; раз или два ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году. К 1834 г. относят и первый замысел "Ревизора". Известно, что основной сюжет "Ревизора", как и сюжет "Мертвых Душ", был сообщен Гоголю Пушкиным; но понятно, что в том и другом случае все создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался о том, чтобы пьеса была исполнена вполне согласно с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные, и, наконец, могла осуществиться только по воле императора Николая. "Ревизор" имел необычайное действие: ничего подобного не видала русская сцена; действительность русской жизни была передана с такою силой и правдой, что хотя, как говорил сам Гоголь, дело шло только о шести провинциальных чиновниках, оказавшихся плутами, на него восстало все то общество, которое почувствовало, что дело идет о целом принципе, о целом порядке жизни, в котором и само оно пребывает. Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми лучшими элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость обличения, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь еще раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Первые драматические планы явились у Гоголя еще раньше "Ревизора". В 1833 году он поглощен был комедией "Владимир 3-й степени"; она не была им докончена, но материал ее послужил для нескольких драматических эпизодов, как "Утро делового человека", "Тяжба", "Лакейская" и "Отрывок". Первая из этих пьес явилась в "Современнике" Пушкина (1836), остальные — в первом собрании его сочинений (1842). В том же собрании явились в первый раз "Женитьба", первые наброски которой относятся к тому же 1833 году, и "Игроки", задуманные в половине тридцатых годов. В июне 1836 г. он уехал за границу, где пробыл потом, с перерывами приездов в Россию, в течение многих лет. Пребывание в "прекрасном далеке" на первый раз укрепило и успокоило его, далоему возможность завершить его величайшее произведение, "Мертвые души". Выехав за границу, он жил в Германии, Швейцарии, зиму провел с А. Данилевским в Париже, где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее. В марте 1837 года он был в Риме, который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были "Мертвые души", задуманные еще в Петербурге в 1835 году; здесь же, в Риме закончил он "Шинель", писал повесть "Анунциата", переделанную потом в "Рим", писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил. Осенью 1839 г. он вместе с Погодиным отправился в Россию, в Москву, где его с восторгом встретили Аксаковы. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестер из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы "Мертвых душ". Устроив несколько свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привести готовый первый том "Мертвых душ". К лету 1841 года этот первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу. Ему снова пришлось пережить тяжелые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцену "Ревизора". Книга была представлена сначала в московскую цензуру, которая собиралась совсем запретить ее; затем книга отдана в цензуру петербургскую и благодаря участию влиятельных друзей Гоголя была, с некоторыми исключениями, дозволена. Она вышла в свет в Москве. В июне Гоголь опять уехал за границу. Это последнее пребывание за границей было окончательным переломом в душевном состоянии Гоголя. Он жил то в Риме, то в Германии, во Франкфурте, Дюссельдорфе, то в Ницце, то в Париже, то в Остенде, часто в кружке его ближайших друзей, Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых. Несколько раз пришлось ему перенести тяжелые болезни, которые увеличивали его религиозное настроение. Он принимал пророческий тон, самоуверенно делал наставления своим друзьям, и, в конце концов, приходил к убеждению, что сделанное им до сих пор было недостойно той высокой цели, к которой он теперь считал себя призванным. Однажды, в минуту тяжелого раздумья об исполнении своего долга, он сжег второй том "Мертвых душ", принес его в жертву Богу, и его уму представилось новое содержание книги, просветленное и очищенное; ему казалось, что он понял теперь, как надо писать, чтобы "устремить все общество к прекрасному". Началась новая работа, а тем временем его заняла другая мысль: ему скорее хотелось сказать обществу то, что он считал для него полезным, и он решил собрать в одну книгу все писанное им в последние годы к друзьям в духе своего нового настроения и поручил издать эту книгу Плетневу. Это были "Выбранные места из переписки с друзьями". Книга произвела тяжелое впечатление даже на личных друзей Гоголя своим тоном пророчества и учительства, проповедью смирения, из-за которой виднелось, однако, крайнее самомнение; осуждениями прежних трудов, в которых русская литература видела одно из своих лучших украшений; полным одобрением тех общественных порядков, несостоятельность которых была ясна просвещенным людям без различия партий. Убежищем его осталось религиозное чувство: он решил, что не может продолжать работы, не исполнив давнишнего намерения поклониться Святому Гробу. Пребывание в Иерусалиме не произвело того действия, какого он ожидал. "Еще никогда не был я так мало доволен состоянием сердца своего, как в Иерусалиме и после Иерусалима, — говорит он. — У Гроба Господня я был как будто затем, чтобы там, на месте почувствовать, как много во мне холода сердечного, как много себялюбия и самолюбия". Он продолжал работать над вторым томом "Мертвых душ". По своему обыкновению, он много раз переделывал написанное, вероятно, поддаваясь то одному, то другому настроению. Между тем его здоровье все более слабело; в январе 1852 года его поразила смерть жены Хомякова, которая была сестрой его друга Языкова; им овладел страх смерти; он бросил литературные занятия, стал говеть на масленице; однажды, когда он проводил ночь в молитве, ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрет. Однажды ночью среди религиозных размышлений им овладел религиозный ужас и сомнение, что он не так исполнил долг, наложенный на него Богом; он разбудил слугу, велел открыть трубу камина и, отобрав из портфеля бумаги, сжег их. С тех пор он впал в мрачное уныние и через несколько дней умер, 21 февраля 1852 г. Он похоронен в Москве, в Даниловом монастыре, и на его памятнике помещены слова пророка Иеремии: "Горьким моим, словом посмеюся". В 1931 году его прах был перенесён на Новодевичье кладбище. Основные даты в жизни и творчестве Н. В. Гоголя: 20 марта 1809 – рождение Николая Васильевича Гоголя 1819 – Николай Гоголь направлен в первый класс высшего отделения Полтавского уездного училища 1821 – Николай принят в Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко Июнь 1829 – анонимная публикация его первого произведения «Ганс Кюхельгартен» 1830 – зачисление канцелярским чиновником в Департамент уделов Сентябрь 1831 – издание первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Март 1832 – издание второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Июль 1834 – назначение в Петербургский университет адъюнкт-профессором кафедры всеобщей истории Январь 1835 – издание сборника «Арабески» Март 1835 – издание «Миргорода» в двух томах Октябрь 1835 – начало написания «Мертвых душ» 19 апреля 1836 – первое представление «Ревизора» в Александринском театре в Санкт-Петербурге Июнь 1836 – отъезд Гоголя за границу. Путешествие в Германию и Швейцарию Ноябрь 1836 – прибытие в Париж Март 1837 – отъезд из Парижа и направление в Рим. Пребывание в Риме. Общение с художниками. Попытки З. А. Волконской обратить Н. Гоголя в католичество. Установление дружбы графом И. М. Вельегорским 21 мая 1839 – смерть графа И. М. Вельегорского. Путешествие Гоголя во Францию и Германию Декабрь 1839 – возвращение в Москву Май 1840 – отъезд из Москвы в сопровождении В. Панова и возвращение в Рим Август 1841 – завершение работы над первым томом «Мертвых душ». Возвращение в Россию Декабрь 1841 – запрещение цензурой публикации «Мертвых душ» Апрель 1842 – разрешение цензурой Санкт-Петербурга публикации «Мертвых душ» Май 1842 – поступление в продажу «Мертвых душ». Возвращение в Рим и остановка в Гастейне. 9 декабря 1842 – премьера «Женитьбы» в Санкт-Петербурге Май-декабрь 1843 – пребывание Гоголя в Германии, затем в Ницце по приглашению А. О. Смирновой Ноябрь 1843 – завершение работы над первым вариантом продолжения «Мертвых душ» Июль 1845 – сожжение нового варианта второго тома «Мертвых душ». Публикация переводов Луи Виардо во Франции 1847 – публикация «Выбранных мест из переписки с друзьями». Начало отношений, продолжавшихся шесть лет, со своим «духовником», отцом Матвеем Константиновским, с которым познакомился по рекомендации графа А. П. Толстого Январь 1848 – отъезд в Иерусалим Апрель-май 1848 – короткое пребывание на Святой земле и возвращение домой в Васильевку Июль1849 – поездка по России, возвращение в Москву, проживание у графа Толстого, работа над вторым томом «Мертвых душ» 10 октября 1851 – получение разрешения цензуры на переиздание «Сочинений» Гоголя 21 февраля 1852 – смерть Н. В. Гоголя В творческой мастерской писателя (викторина, посвященная творчеству Н. В. Гоголя) «Что это?» (раздаются карточки с заданием. Участники должны дать определения словам, которые встречаются в произведениях Н. В. Гоголя) Карточки Оселедец. (В старину у запорожцев – длинный чуб на почти полностью выбритой голове.) Ктитор. (Церковный староста, в обязанности которого входили сбор средств для храма и забота о благоустройстве.) Капелюха. (Шапка с наушниками.) Смушки. (Тонкий мех, овчина из шкурки новорожденного ягненка, отличающийся мелкими завитками шерсти.) Тавлинка. (Табакерка.) «Узнай произведение» (Нужно угадать произведение Н. В. Гоголя, воспользовавшись наименьшим числом подсказок. Выигрывает тот, кто раньше других даст правильный ответ.) Задание 1 - Герой этого произведения ехал из Северной столицы к родителям домой. - Он имел легкомысленный нрав, вел беспечную, веселую жизнь. - Он был, как говорят в народе, «без царя в голове», проиграл в дороге свои деньги в карты. - По случайности в провинциальном городе приняли его за другое значительное лицо и обеспечили всем необходимым. - Он благополучно отправился дальше, но написал о своих происшествиях своему другу. Ответ: «Ревизор». Задание 2 - Герой этого произведения был очень хорошим учеником своего отца и сделал девизом жизни родительское наставление. - На всех этапах своей жизни он целенаправленно копил деньги, отказывая себе в самом необходимом. - Для этого человека не было ничего святого в жизни. - Он обладал чертовским обаянием и входил в доверие нужным ему людям. - Скупив несуществующих крепостных, раскрытый в своей афере, избежал руки правосудия, исчезнув из города на «птицетройке». Ответ: «Мертвые души».
- Главный герой этого произведения – старый вояка-полковник, посвятивший жизнь борьбе за свободу Родины. - У него два сына, обученные наукам в учебном заведении того времени. - Сыновья уезжают с отцом с целью обучения ратному делу и проявляют себя славными воинами. - Один из сыновей становится атаманом и героически погибает от рук врагов, а другой – от руки отца. Ответ: «Тарас Бульба». Задание 4 - Герой этого произведения служит в департаменте. - Чин имел самый низкий, он был то, что называют вечный титулярный советник. - Служил он ревностно, с любовью, был тихим, безобидным человеком, предметом насмешек сослуживцев. - Вицмундир его истерся, и после долгих раздумий он решился сшить новый. - Обновку украли, герой скоропостижно скончался, и его привидение мстит всем за нанесенную обиду. Ответ: «Шинель». Задание 5 - В Миргороде жили два тезки, два друга. - Они слыли в обществе прекрасными людьми. - Один из героев у друга-соседа увидел занимательную вещь и решил приобрести ее. - Другой из героев не захотел расстаться с этой вещью. Произошла ссора. - Соседи стали врагами и теперь проводят время в суде. Ответ: «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Задание 6 - Красавица-панночка осталась сиротой. - Отец ее женился на недоброй женщине. - Злая мачеха утопила ненавистную ей падчерицу. - Призрак девушки-русалки молит молодого казака о возмездии. - Ведьма поймана. Ответ: «Майская ночь, или Утопленница».
«Суперблиц» 1.Какой герой скакал с ведьмой на спине? (Кузнец Вакула. «Ночь перед Рождеством») 2.Почему казаки считали панночку ведьмой? (Она погубила псаря Микитку, казачку Шепчиху и ее ребенка) 3.Что спасло Хому в первую ночь, когда он читал молитвы по умершей? (Его спасают граница круга, прочерченного им, и молитвы, каким научил его монах, всю жизнь видевший ведьм и нечистых духов) 4.Что послужило яблоком раздора для двух приятелей? (Ружье, которое просит Иван Иванович) 5.Сколько ляхи давали за голову Тараса? (2000 червонцев) 6.С приема какого напитка начиналось утро старосветских помещиков? (Кофе) 7.Чем потчевали Хому в сотниковом дворе? (Галушками и запеченным поросенком) 8.Как называлась деревня Манилова? (Маниловка) 9.Где Чичиков впервые увидел Манилова и Собакевича? (На губернаторской вечеринке) 10.Кто из гоголевских помещиков
страстно увлекался лошадьми и собаками? (Ноздрев). «Портрет» Чей это портрет? 1. «Молоденькая шестнадцатилетняя девушка, свеженькая блондинка с тоненькими и стройными чертами лица, с остреньким подбородком, с очаровательно круглившимся овалом лица, какое художник взял бы в образец для мадонны» (Губернаторская дочка «Мертвые души»). 2.Не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же, и не так, чтобы слишком молод» (Чичиков). 3. … Глаза маленькие, желтоватые, совершенно пропадающие между густых бровей и пухлых щек, и нос в виде спелой сливы» (Ивана Никифоровича. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). 4. … Мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты». (Андрий. «Тарас Бульба»).
5. Приземистый, дюжий,
косолапый человек, весь… в черной земле. Как жилистые,
крепкие корни, выдавались его засыпанные землею ноги и руки…
Длинные веки опущены были до самой земли». (Вий). «Вечно ваш, Гоголь» книжно-иллюстративная выставка 1. Жизнь Н. В. Гоголя. Великий русский сатирик. 2. Гоголь – художник и мыслитель 3. Литературный мир Н. В. Гоголя 4. Над чем смеялся Гоголь. Неумирающая сатира Цитаты к выставке: Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России. Н.
Г. Чернышевский Перед Гоголем должно благоговеть как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям. Т. Г. Шевченко Он сказал нам, кто мы таковы, чего недостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить… Н. Г. Чернышевский Непреодолимою цепью прикован я к своему, и наш бедный, неяркий мир наш, наши курные избы, обнаженные пространства предпочел я небесам лучшим, приветливее глядевшим на меня. Н. В. Гоголь Литература: В поисках живой души: (из опыта работы нотно-музыкального отдела краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых с произведениями Н. В. Гоголя) / Краевая детская библиотека им. братьев Игнатовых. – Краснодар, 1990. – 23 с.Гиппиус, В. Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники / В. Гиппиус. – М.: Аграф, 1999. – 464 с. Гоголь, Н. В. Тарас Бульба: повесть / Н. В. Гоголь. – М.: Современник, 1979. – 414 с.: ил. – (Классическая библиотека «Современника»). Гоголь, Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки: повести, изданные Пасичником Рудым Паньком / Н. В. Гоголь. – Минск: Юнацтва, 1981.– 192 с.: ил. Гоголь, Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями /Н. В. Гоголь; сост., вступ. ст. и коммент. В. А. Воропаева. – М.: Сов. Россия, 1990. – 430 с: 1 л. портр. Гоголь, Н. В. Женитьба: комедия / Н. В. Гоголь; предисл. и послесл. Ю. В. Манна; рис. Г. С. Волхонской. – М.: Дет. лит., 1985. – 96 с.: ил. Гоголь, Н. В. Избранные сочинения / Н. В. Гоголь; вступит. ст. П. А. Николаева; примеч. Н. Л. Степанова и др. – М.: Правда, 1985. – 672 с. Гоголь, Н. В. Мертвые души: поэма / Н. В. Гоголь; рис. А. М. Леонтьева. – М.: Дет. лит., 2005. – 352 с.: ил. – (Школьная б-ка). Гоголь, Н. В. Миргород: повести / Н. В. Гоголь; авт. предисл. и примеч. В. М. Гуминский. – М.: Дет. лит., 1989. – 287 с.: ил. – (Школьная библиотека). Гоголь, Н. В. Нос: повесть / Н. В. Гоголь; худож. Ю. Иванов. – М.: Белый город, 2005. – 47 с.: ил. Гоголь, Н. В. Ночь перед Рождеством: повесть / Н. В. Гоголь; рис. М. Соколова. – М.: Дет. лит., 1982. – 62 с.: ил. Гоголь, Н. В. Петербургские повести: Невский проспект; Нос; Портрет; Шинель / Н. В. Гоголь. – Л.: Дет. лит, 1976. – 170 с. Гоголь, Н. В. Портрет: повесть / Н. В. Гоголь; примеч. Г. Фридлендера; худож. В. Панов. – М.: Дет. лит., 1988. – 110 с.: ил. Гоголь, Н. В. Пьесы / Н. В. Гоголь; сост. и послесл. И. Вишневской; худож. А. Костин. – М.: Мол. гвардия, 1977. – 256 с. – (Школьная библиотека). Гоголь, Н. В. Размышления о божественной литургии / Н. В. Гоголь; подгот. текста, вступ. ст. Ю. Барабаша. – М.: Худож. лит., 1990. – 77 с. – (Забытая книга). Гоголь, Н. В. Ревизор: комедия / Н. В. Гоголь. – М.: Худож. лит., 1984. – 335 с. – (Классики и современники. Русская классическая литература). Гоголь, Н. В. Сорочинская ярмарка / Н. В Гоголь; худож. Г. Спирин. – М.: Зебра; Янтарный сказ, 1996. – 43 с.: ил. Гоголь, Н. В. Шинель: повесть / Н. В. Гоголь; рис. Г. Бодарева. – М.: Дет. лит., 1978. – 30 с.: ил. – (Школьная библиотека). Гоголь и театр / сост. М. Б. Загорский. – М.: Искусство, 1952. – 563 с. Гоголь и мировая литература / отв. ред. Ю. В. Манн. – М.: Наука, 1988. – 275 с. Гуковский, Г. А. Реализм Гоголя / Г. А. Гуковский. – М.: Худож. лит., 1959. – 529 с. Давыдова, М. Гоголь начинается: в столичном РАМТе разыграли повесть "Портрет", открыв тем самым Год Гоголя на театре/ М. Давыдова // Известия. - 2009. - 20 янв. - С. 10 Докусов, А. М. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» в школьном изучении: пособие для учителя / А. М. Докусов, В. Г. Маранцман. – 2-е изд. – Л.: Просвещение, 1975. – 190 с. Еремина, Л. И. О языке художественной прозы Н. В. Гоголя / Л. И. Еремина. – М.: Наука, 1987. – 176 с. – ( Литературоведение и языкознание). Ермилов, В. В. Гений Гоголя / В. В. Ермилов. – М.: Сов. Россия, 1959. – 321 с. Золотусский, И. П. Гоголь / И. П. Золотусский. – 2-е изд. – М.: Мол. гвардия, 1984. – 527 с.: ил. – Вып. 11. – (Жизнь замечательных людей). Золотусский, И. П. Гоголь в Диканьке / И. П. Золотусский. – М.: Алгоритм, 2007. – 240 с. Золотусский, И. П. Роман с Гоголем: беседа И. П. Золотусским - главным по Гоголю/ Игорь Петрович Золотусский // Известия. - 2009. - 3 февр. - С. 9 Игнатьева, Ю. Держите Гоголя!: накануне 200-летия великого писателя его памятник сдвинулся с места/ Ю. Игнатьева // Известия. - 2008. - 31 дек. - С. 4 Крикуненко, В. Гоголевский месяцеслов: перечень (помесячный) наиболее важных дат жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя / В. Крикуненко // Библиотека. – 2008. - № 9. – С. 42-46. Манн, Ю. Комедия Гоголя «Ревизор» / Ю. Манн. – М.: Худож. лит, 1966. – 110 с. Манн, Ю. Поэтика Гоголя / Ю. Манн; рец. С. Г. Бочаров. – М.: Худож. лит., 1988. – 407 с. Манн, Ю. В. Постигая Гоголя: учебное пособие / Ю. Манн. – М.: АспектПресс, 2005. – 206 с. Манн, Ю. Гоголь. Труды и дни: 1809-1845 / Ю. Манн. – М.: АспектПресс, 2004. – 813 с.: ил. Маркович, В. Петербургские повести Н. В. Гоголя: монография / В. Маркович. – Л.: Худож. лит., 1989. – 208 с. – (Массовая историческая литературная библиотека). Машинский, С. И. Художественный мир Гоголя: пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1979. – 432 с. Монахова, И. Легкость в мыслях необыкновенная. Не издевайтесь над памятью Гоголя, мастера культуры!/ И. Монахова// Лит. газета. - 2009. - 28 янв. - 3 февр. - С. 6 Н. В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современников / текст С. Машинского. – М.: Просвещение, 1959. – 333 с. Николаев, Д. П. Сатира Гоголя / Д. П. Николаев. – М.: Худож. лит., 1984. – 367 с. Путешествия по музеям писателя: информация о музеях писателя Н. В. Гоголя в России и Украине // Библиотека. – 2008. – № 11. – С. 85-86. Смирнова, Е. А. Поэма Гоголя «Мертвые души» / Е.А.Смирнова. – Л.: Наука, 1987. – 196 с. Соколов, Б. В. Расшифрованный Гоголь. Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души/ Б.В.Соколов.- – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – 352 с. – (Расшифрованная литература. Гоголь). Степанов, А. Н. Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя: пособие для уч-ся / А. Н. Степанов. – М.: Просвещение, 1966. – 135 с. Труайя, А. Николай Гоголь / А. Труайя. – М.: Эксмо, 2007. – 640 с.:ил. Храпченко, М. Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя / М. Б. Храпченко. – М.: Современник, 1984. – 653 с.: портр. – Любителям российской словесности. Сценарии В поисках живой души. О жизни и творчестве Н. В. Гоголя: музыкально-литературная композиция // В поисках живой души: из опыта работы нотно-музыкального отдела краевой детской библиотеки им. братьев Игнатовых с произведениями Н. В. Гоголя. – Краснодар, 1990. – С. 11-23. Гараева, М. «В сердце моем Русь – одна только прекрасная Русь»: литературный вечер, посвященный Н. В. Гоголю / М. Гараева // Библиотекарь. – 1982. - № 7. – С. 59-64. Дистанова, Л. Я.В городе N: представление по мотивам комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» / Л. Я. Дистанова // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 2. – С. 41-42 Каримова, Р. З. В творческой мастерской писателя: викторина, посвященная празднованию 200-летия со дня рождения Н. В. Гоголя / Р. З. Каримова // Читаем, учимся, играем. – 2008. – № 12. – С. 37-39. Крыкова, Е. Н. Путешествие в Миргород в бричке с Гоголем: литературный поединок / Е. Н. Крыкова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 9. – С. 99-104. Крыкова, Е. Н. Галерея гоголевских портретов: материалы для интеллектуального марафона по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»// Е. Н. Крыкова // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 5. –С. 46-51. В – 11 ББК 83.3 (2Рос=Рус)2 В поисках живой души: методико-библиографическое пособие / Абинская библиотека; сост. Е. В. Калюжная. – Абинск, 2009. – 23 с. Методико-библиографическое пособие «В поисках живой души» посвящено 200-летию со дня рождения русского писателя Н. В. Гоголя и содержит методические рекомендации по организации библиотечных мероприятий гоголевской тематики, страницы его биографии, памятные даты, литературную викторину «В творческой мастерской писателя», посвященную гоголевским произведениям, материалы к книжной выставке «Вечно ваш, Гоголь» и библиографический список литературы. Представляет интерес для библиотечных работников, работников культуры, филологов, учащихся школ, студентов, а также всех, кто интересуется вопросами, связанными с жизнью и творчеством Н. В. Гоголя. сост. Е. В. Калюжная Адаптация для веб ресурса: А.В. Пулин |
|