Центр доступа к правовой информации
Наш адрес
353320
Краснодарский край г.Абинск ул.Интернациональная, 32
Телефоны:
Директор
8(86150) 5-32-92
Отдел методической и библиографической работы, правовой информации и информационных технологий
8(86150) 5-13-43
E-mail: abinlib@narod.ru
Часы работы
с 9.00 до 18.00 ч.
Выходной - суббота
1-е число каждого месяца санитарный день
10 October 2011
|
Государственная
Дума:
история
и современность
Библиографическое
пособие
- Общество
обращается к истории для того, чтобы глубже понять истоки
современного этапа развития человечества. Нет и не может быть
какой-то одной модели демократического устройства государства. Для
нас, граждан России, 27 апреля 1906 года стало началом нового этапа,
точкой отсчета истории парламентаризма в нашей стране.
Б. Грызлов
-
«Государственная
Дума – это уникальное явление для России. Это –
парламент, от него идут законы, а выше закона ничего нет в
конституционном государстве, в том числе и для Конституционного
Суда, который руководствуется высшим законом – Конституцией».
В. Д. Зорькин,
Председатель Конституционного Суда РФ
- 4 декабря 2011 года
пройдут выборы в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации шестого созыва.
-
Понимание роли и места органов народного представительства в
политической системе современной России невозможно без всестороннего
осмысления многовековой истории законодательных учреждений –
от вече, Боярской думы и Земских соборов до современных форм
парламентской демократии. Осмыслить процесс становления российского
парламентаризма - значит, определить какие периоды прошла в своем
формировании российская государственность, приобщиться к культуре и
практике государственного строительства.
-
Библиографическое пособие «Государственная Дума: история и
современность» поможет понять, что такое парламентаризм и
какова его роль в жизни нашей страны, общества и каждого российского
гражданина и способствует формированию активной гражданской позиции
юного поколения избирателей.
-
Для пособия использованы
материалы электронных сайтов: www.duma.gov.ru;
www.collection-scenariev.ru.
-
-
Госуда́рственная Ду́ма
Российской Федерации - (кратко —
Госду́ма) — одна из двух палат Федерального
Собрания Российской Федерации (ст. 95 действующей
Конституции
России, в Конституции слова Дума и Собрание даются в
заглавном написании).
-
Правовой статус Государственной Думы определён в пятой главе
Конституции Российской Федерации.
-
Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции
РФ). Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин
Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать
в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно
депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации) (ст. 97
Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог
одновременно являться член Правительства
Российской Федерации (согласно переходным положениям
Конституции России).
-
С 2007
года депутаты Государственной думы избираются по
пропорциональной
системе (по партийным спискам). С 2005
года проходной барьер повышен до 7 %. Ранее в России
была смешанная
избирательная система, так как половина общего состава
депутатов
-
избиралась также по мажоритарной
системе (по одномандатным округам).
-
Первая Государственная Дума избиралась вместе с Советом
Федерации в день всенародного
голосования по Конституции 12
декабря 1993
года сроком на два года (согласно переходным положениям
принимаемой Конституции).
-
Срок полномочий остальных созывов Государственной Думы —
четыре года. Из-за внесения поправок
в Конституцию 2008
года следующие созывы депутатов будут избираться сроком
на пять лет.
-
Выборы
в Государственную Думу проводились в 1993,
1995,
1999,
2003
и 2007
годах. Ближайшие выборы в Государственную Думу намечены на 4
декабря 2011 года.
-
Работу Думы возглавляет Председатель Думы и его заместители. Порядок
выборов устанавливается федеральным законом. Главными полномочиями
Государственной думы являются принятие федеральных законов, а также
участие в формировании и контроль за деятельностью правительства
Российской Федерации. Президент Российской Федерации имеет право
распустить Думу досрочно в случаях, предусмотренных российским
законодательством.
-
Государственная Дума принимает федеральные законы, федеральные
конституционные законы и законы о поправках к Конституции, которые
вступают в силу после одобрения Советом Федерации, подписания
президентом и опубликования. Федеральные законы принимаются простым
большинством голосов. Двумя третями (300 голосов) Дума преодолевает
вето Совета Федерации или президента; одобряет федеральные
конституционные законы и законы о поправках к Конституции. К
компетенции Думы относится: выдвижение обвинения против президента
для отрешения его от должности (двумя третями голосов), согласование
кандидатуры председателя правительства, решение вопроса о доверии
правительству; назначение председателя Центрального банка;
назначение членов совета директоров Центрального банка (12 человек);
назначение председателя Счетной палаты и половины
-
состава ее аудиторов; назначение уполномоченного по правам человека;
назначение 5 из 15 членов Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации; объявление амнистии; определение аудиторской
фирмы для проведения ежегодной проверки Центрального банка.
Государственная Дума может выразить недоверие правительству
большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы.
После выражения недоверия правительству президент вправе объявить об
отставке правительства либо не согласиться с решением
Государственной думы. Если в течение трех месяцев Государственная
Дума повторно выразит недоверие правительству, президент либо
объявляет об отставке правительства, либо распускает Государственную
Думу. Заседания Государственной Думы являются открытыми, однако по
решению Государственной Думы в случае необходимости могут
проводиться закрытые заседания. Государственная Дума собирается на
сессии, как правило, весеннюю (с 12 января по 20 июня) и осеннюю (с
1 сентября по 25 декабря). Решением палаты продолжительность сессий
может продлеваться. Конституция запрещает депутатам
Государственной Думы находиться на государственной службе или
заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме
преподавательской, научной и иной творческой деятельности
(исключение было сделано только для депутатов думы первого созыва).
Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение
всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы,
подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления,
а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда
это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности
других людей. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается
Государственной Думой по представлению генерального прокурора РФ.
-
Исторические вехи Государственной Думы
-
В 1906 г. В России было создано первое представительное учреждение –
Государственная Дума. Это событие стало отправной точкой в развитии
избирательного права, демократических институтов, политических
партий, традиций отечественного парламентаризма.
-
Революция 1905 г. имела незавершенный характер, она не смогла
разрешить все проблемы, которые ее породили. Но тем не менее она
заставила власть пойти на некоторые уступки. Был несколько смягчен
политический режим. Трудящиеся получили право создавать массовые
самодеятельные организации: профсоюзы, культурно-просветительские
общества, кооперативы, страховые организации и т.д. Подданным
Российской империи были дарованы некоторые, хотя и весьма
ограниченные, демократические права: неприкосновенность личности,
свобода совести, слова, собраний и союзов. И, наконец, был решен
вопрос о создании первого представительного в России органа власти –
Государственной Думы.
-
18 апреля 1905 г. Николай был вынужден подписать рескрипт, в котором
обещал привлечь избранных представителей народа “к участию в
предварительной разработке и обсуждению законодательных
предположений”. Разработка законопроекта об учреждении Думы и
положений о выборах в нее была поручена Министерству внутренних дел,
которое после отставки П.Д.Святополк-Мирского возглавил А.Г.Булыгин.
Даже с первого прочтения опубликованного проекта становилось
понятно, что он не соответствует уровню политического ожидания
общества. Дума наделялась лишь законосовещательными функциями.
Подавляющее большинство населения было лишено избирательных прав.
Осенние революционные события сорвали выборы в этот орган и
заставили власть предложить более радикальный вариант.
-
17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, в котором “даровал”
населению гражданские права и свободы и Думу, наделенную
законодательными полномочиями. Был издан указ, регламентирующий
выборы в Государственную думу. Все население
-
страны делилось на 4 избирательные курии: землевладельческую,
городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них
не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет,
рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства. Не
были они и равными: каждое сословие имело свои нормы
представительства: один голос помещика приравнивался к 3 голосам
буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не
прямыми: для крестьян- четырехстепенные, рабочих - трехстепенные,
для буржуазии и помещиков – двухступенные. Члены
Государственной думы избирались на 5 лет. Император сохранил всю
полноту власти по управлению страной через ответственное только
перед ним правительство, руководство внешней политикой, армией и
флотом. Он мог издавать в перерывах между сессиями Думы законы и
распускать Думу до истечения срока ее полномочий.
-
27 апреля 1906 г. В присутствии Николая II состоялось торжественное
открытие I Государственной думы. Наиболее крупными фракциями в ней
были кадетская и крестьянская (“трудовики”). Большевики
и эсеры бойкотировали выборы. Крестьяне, которые не получили
помещичьей земли от царя, пришли за ней в Думу и были готовы
поддержать любые политические силы, обещавшие им быстрее достичь
желаемой цели. Аграрный вопрос занял центральное место в думской
деятельности. Фракция трудовиков выступила с законопроектом, в
котором потребовала отчуждения помещичьих и прочих
частновладельческих земель, превышавших “трудовые нормы”,
создания “общенародного земельного фонда” и введения
уравнительного землепользования. В процессе обсуждения часть
трудовиков выдвинула еще более радикальный проект: немедленное и
полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее
вместе с недрами и водами общей собственностью всего населения
России. Правительство
-
обвинило Думу в революционных замыслах, и 9 июля 1906 г. Царским
манифестом I Дума была распущена.
-
20 февраля 1907 г. Начала работу II Государственная Дума. По своему
составу она оказалась еще более левой, так как в выборах приняли
участие и революционные партии – социал-демократы и эсеры.
Дума отказалась обсуждать, а тем более утверждать указ Столыпина от
9 ноября 1906 г., хотя правительство уже активно претворяло его в
жизнь. Депутаты занялись собственным законотворчеством. В
правительстве созрело решение разогнать Думу и одновременно
опубликовать новый избирательный закон, не допускающий к депутатским
мандатам нежелательных для властей элементов. Это решение
противоречило основным законам, гласившим, что изменить
избирательный закон можно только с согласия Думы. 3 июня 1907 г. Был
издан царский манифест о роспуске II Думы и об изменении Положения о
выборах. Это событие вошло в историю под названием третьеиюньского
государственного переворота.
-
Избирательный закон от 3 июня 1907 г. коренным образом
перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии,
теперь один голос помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии,
65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам
рабочих, были ограничены права нерусских народов.
-
III Государственная Дума, депутаты которой избирались по новому
закону, собралась на первое заседание 1 ноября 1907 г. Наибольшее
представительство в ней имели октябристы и монархисты. Эсеры выборы
бойкотировали. Тем самым правительство смогло представить аграрный
законопроект на утверждение.
-
В 1912 г. завершила свою деятельность III Государственная дума, 15
ноября 1912 г. открылась IV Дума. По своим настроениям IV Дума была
более оппозиционной. Лидер кадетов П.Н.Милюков строил планы создания
в Думе “прогрессивного блока” из депутатов, приверженных
умеренным реформам, для оказания давления на правительство. Началом
парламентской атаки на власть стала знаменитая речь Милюкова 1
ноября 1916 г.
-
16 декабря 1916 г. Дума была распущена и только 14 февраля 1917 г. в
канун февральского отречения Николая II возобновилась ее
деятельность. 25 февраля 1917 г. была вновь распущена и больше
официально не собиралась, но формально и фактически существовала. IV
Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при
котором она фактически работала в форме “частных совещаний”.
6 октября 1917 г. Временное правительство постановило распустить
Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.
-
18 декабря 1917 г. одним из декретов ленинского Совнаркома была
упразднена и канцелярия самой Государственной Думы.
-
После Февральской революции 1917 г. в стране стала быстро расти сеть
советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. В мае 1917 г.
состоялся I съезд крестьянских советов, а в июне - рабочих и
солдатских. II съезд советов рабочих и солдатских депутатов,
открывшийся 25 октября, провозгласил переход всей власти к советам
(в декабре крестьянские советы присоединились к рабочим и
солдатским). Избранный съездом ВЦИК (Всероссийский Центральный
исполнительный комитет) оказался носителем законодательных функций.
-
III Всероссийский съезд советов в январе 1918 г. принял два акта,
имевших конституционное значение: “Декларацию прав трудящегося
и эксплуатируемого народа” и постановление “О
федеральных учреждениях Российской республики”. Здесь было
официально оформлено образование Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики - РСФСР.
-
В июле 1918 г. V съезд советов принял Конституцию РСФСР. В ней
устанавливалось, что именно съезд советов является “высшей
властью”, компетенция которой никак не ограничивается. Съезды
должны были собираться не реже двух раз в год (с 1921 г. - один раз
в год). В периоды между съездами их функции переходили к ВЦИКу, но и
этот последний с осени 1918 г. перешел к сессионному порядку работы
(а в 1919 г. вообще не собирался, т.к. все его члены были на
фронте). Постоянно действующим органом оказался Президиум ВЦИК,
состоявший из узкого круга лиц. Председателями ВЦИК являлись
Л.Б.Каменев (несколько дней в 1917 г.) Я.М.Свердлов (до
-
марта 1919 г.), М.И.Калинин. При ВЦИКе сложился значительный рабочий
аппарат, включавший несколько отделов, различные комитеты и
комиссии.
-
Установленная конституцией избирательная система была
многоступенчатой: депутаты всероссийских съездов избирались на
губернских и городских съездах. При этом один депутат от городских
съездов приходился на 25 тысяч избирателей, а от губернских - на 125
тысяч (что давало преимущества рабочим). К участию в выборах не
допускались 7 категорий лиц: эксплуататоры и лица, живущие на
нетрудовые доходы, частные торговцы, служители культа, бывшие
служащие полиции, члены царствовавшего дома, умалишенные, а также
лица, осужденные в судебном порядке. Голосование было открытым (к
началу 20-х гг. в стране окончательно установилась однопартийная
система).
-
РСФСР оказалась не единственной советской республикой,
образовавшейся на территории бывшей Российской империи. В итоге
гражданской войны советская власть победила в провозгласивших
независимость Украине, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджане
(три последние объединились в Закавказскую федерацию - ЗСФСР). 30
декабря 1922 г. состоялось решение об объединении советских
республик в единое федеративное государство - СССР (решение принял I
Всесоюзный съезд советов).
-
На II Всесоюзном съезде 31 января 1924 г. была принята первая
Конституция СССР. Установленный в ней государственный
-
механизм Союза был вполне аналогичен РСФСР. Высшим органом власти в
стране провозглашался всесоюзный съезд советов (созывался один раз в
год, а с 1927 г. - один раз в два года), ЦИК (двухпалатный),
собиравшийся на сессии три раза в год), Президиум ЦИК (в подчинении
которого находилось более 100 учреждений). С начала 30-х годов на
сессиях ЦИК установилась специфическая процедура: депутаты
утверждали списком (без обсуждения) постановления, принятые
Президиумом.
-
Именно СССР стал фактическим наследником дореволюционной российской
государственности. Что ж касается РСФСР, то ее правовой статус в
ряде отношений был ниже, чем у
-
других союзных республик, поскольку многие российские вопросы отошли
в ведение союзных учреждений.
-
5 декабря 1936 г. VIII Всесоюзный съезд советов принял новую
Конституцию СССР. Она вводила всеобщие, прямые и равные выборы при
тайном голосовании. На смену съездам советов и ЦИКу пришел Верховный
Совет СССР. Он также собирался на сессии два раза в год,
рассматривал законопроекты и утверждал указы своего Президиума.
-
21 января 1937 г. была принята и новая Конституция РСФСР, также
заменившая съезды советов на Верховный Совет республики, депутаты
которого избирались на 4 года по норме 1 депутат от 150 тысяч
населения.
-
В новой Конституции более детально были прописаны структурные,
организационные, процедурные и другие вопросы формирования и
деятельности Верховного Совета и его руководящих органов. В
частности, впервые за годы советской власти депутаты получили право
парламентской неприкосновенности, наряду с Председателем Президиума
Верховного Совета был введен пост избираемого съездом Председателя
Верховного Совета. Первым Председателем Верховного Совета РСФСР в
1938 г. был избран А.А.Жданов.
-
В последующие годы полномочия и статус высшего органа
законодательной власти в Российской Федерации неоднократно
пересматривались и уточнялись. Заметными вехами на этом пути стали:
законы об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР от 27 октября
1989 г., от 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., от 24 мая и 1
ноября 1991 г., закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 г.
Большинство этих изменений и дополнений были связаны с начавшимися в
стране глубокими социально-экономическими и политическими
преобразованиями и роли в них представительных институтов.
-
Самым принципиальным изменением в системе государственной власти
этого периода стало введение в 1991 г. поста Президента РСФСР и
соответствующее перераспределение властных функций между различными
ветвями власти. Хотя Съезд народных депутатов как высший орган
государственной власти и Верховный
-
Совет, состоящий из двух палат - Совета Республики и Совета
Национальностей, как его постоянно действующий законодательный,
распорядительный и контрольный орган сохраняли широкие полномочия в
области законодательной деятельности, определения внутренней и
внешней политики, принятия решений по вопросам государственного
устройства и т.д., многие их прежние права, включая подписание и
обнародование законодательных актов, формирование правительства и
назначение его Председателя, контроль за их деятельностью, отошли к
Президенту РСФСР как высшему должностному лицу и главе
исполнительной власти в Российской Федерации.
-
Подобное перераспределение общественных ролей в условиях отсутствия
парламентских традиций, отработанного механизма согласования
интересов, а также личные амбиции руководителей с обеих сторон не
раз служили причиной острых правовых и политических коллизий во
взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей, что, в
конце концов, привело в октябре 1993 г. к их открытому конфликту,
завершившемуся роспуском Съезда народных депутатов РФ и Верховного
Совета Российской Федерации и ликвидацией системы советов.
-
21 сентября 1993 г. Президент России Б.Н.Ельцин издал Указ №1400 “О
поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”,
которым предписывалось “прервать осуществление
законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом
народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации”.
-
Этим Указом вводилось в действие Положение о выборах депутатов
Государственной Думы. В соответствии с этим Положением предлагалось
провести выборы в Государственную Думу - нижнюю палату Федерального
Собрания Российской Федерации.
-
В развитии представительной и законодательной власти в РФ наступал
новый этап. Выборы в Государственную думу проходили в 1993 г., 1995
г., 1999 г. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и
Государственную Думу. Часть депутатов избиралась по избирательным
округам, часть – впервые в России – по партийным
спискам. С 1995 г. Дума избирается на 4 года. По Конституции Дума
-
утверждает Председателя
Правительства, утверждает федеральный бюджет, но главным в ее
деятельности является разработка законодательства, внесение и
рассмотрение законопроектов. В Думе работают 450 депутатов. 225
депутатов избираются по округам, 225 – по партийным спискам.
-
В конце 2008
года президент Российской Федерации
-
Д.
А. Медведев предложил внести изменения в Конституцию,
касающиеся увеличения сроков полномочий Президента Российской
Федерации и Государственной Думы, а также усиления контрольных
полномочий Государственной Думы в отношении Правительства Российской
Федерации. В течение ноября-декабря 2008 года данные изменения были
приняты. Это первые существенные поправки к действующей российской
Конституции за её пятнадцатилетнюю с небольшим историю.
-
Государственная Дума Федерального Собрания
Российской Федерации первого созыва
(11 января 1994 года – 22 декабря 1995 года)
- Председатель Государственной Думы первого созыва
-
И. П. Рыбкин
-
Фракции и депутатские группы, зарегистрированные в начале работы
Государственной Думы первого созыва:
-
Фракция «Выбор России», фракция
Либерально-демократической партии России (ЛДПР), фракция Аграрной
партии России (АПР), фракция Коммунистической партии Российской
Федерации (КПРФ), фракция Партии российского единства и согласия
(ПРЕС), фракция объединения «Яблоко», фракция
политического движения «Женщины России», фракция
Демократической партии России (ДПР), депутатская группа «Новая
региональная политика», депутаты не вошедшие в
зарегистрированные депутатские объединения.
-
Государственная Дума Федерального Собрания
Российской Федерации второго созыва
(16 января 1996 года – 24 декабря 1999 года)
- Председатель – Г. Н. Селезнев
-
Фракции и депутатские группы, зарегистрированные в начале работы
Государственной Думы второго созыва:
-
Фракция «КПРФ», фракция «Наш дом - Россия»
(НДР), фракция ЛДПР, фракция «Яблоко», депутатская
группа «Российские регионы», депутатская группа
«Народовластие», аграрная депутатская группа, депутаты
не вошедшие в зарегистрированные депутатские объединения.
-
Государственная Дума
Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва
(18 января 2000 года – 11 декабря 2003 года)
- Председатель – Г. Н. Селезнев
-
Фракции и депутатские группы, зарегистрированные в начале работы
Государственной Думы третьего созыва:
-
Фракция «КПРФ», фракция «Единство» , фракция
ЛДПР, фракция «Яблоко», фракция «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ»
(СПС), фракция «Отечество – вся Россия» (ОВР),
депутатская группа «Народный депутат», депутатская
группа «Регионы России» (Союз независимых депутатов),
агропромышленная депутатская группа, депутаты не вошедшие в
зарегистрированные депутатские объединения.
-
Государственная Дума Федерального Собрания
Российской Федерации четвертого созыва
(29 декабря 2003 года – 16 ноября 2007 года)
- Председатель – Б. В. Грызлов
-
Фракции, зарегистрированные в начале работы Государственной Думы
четвертого созыва:
-
Фракция «Единая Россия», фракция КПРФ , фракция ЛДПР,
фракция «Родина», депутаты не вошедшие в
зарегистрированные депутатские объединения.
-
Государственная Дума Федерального Собрания
Российской Федерации пятого созыва
(24 декабря 2007 года – 2011 год)
- Председатель – Б. В. Грызлов
-
Фракции, зарегистрированные в начале работы Государственной Думы
пятого созыва:
-
Фракция «Единая Россия», фракция КПРФ , фракция ЛДПР,
фракция «Справедливая Россия».
-
Состав и структура
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации пятого созыва
Депутаты Государственной Думы
- Председатель
Государственной Думы
-
Совет
Государственной Думы
-
Первый
заместитель Председателя Государственной Думы
-
Заместители
Председателя Государственной Думы
-
Фракция
Всероссийской политической партии
«ЕДИНАЯ
РОССИЯ» -
Фракция
Коммунистической партии Российской Федерации
-
Фракция
«Либерально-демократическая партия России»
-
Фракция
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»
Список комитетов
Государственной Думы
- Комитет
ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному
законодательству
-
Комитет
ГД по труду и социальной политике
-
Комитет
ГД по бюджету и налогам
-
Комитет
ГД по финансовому рынку
-
Комитет
ГД по экономической политике и предпринимательству
-
Комитет
ГД по собственности
-
Комитет
ГД по промышленности
-
Комитет
ГД по строительству и земельным отношениям
-
Комитет
ГД по науке и наукоемким технологиям
-
Комитет
ГД по энергетике
-
Комитет
ГД по транспорту
-
Комитет
ГД по обороне
-
Комитет
ГД по безопасности
-
Комитет
ГД по международным делам
-
Комитет
ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с
соотечественниками
-
Комитет
ГД по делам Федерации и региональной политике
-
Комитет
ГД по вопросам местного самоуправления
-
Комитет
ГД по Регламенту и организации работы Государственной Думы
-
Комитет
ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи
-
Комитет
ГД по охране здоровья
-
Комитет
ГД по образованию
-
Комитет
ГД по вопросам семьи, женщин и детей
-
Комитет
ГД по аграрным вопросам
-
Комитет
ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии
-
Комитет
ГД по культуре
-
Комитет
ГД по конституционному законодательству и государственному
строительству
-
Комитет
ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций
-
Комитет
ГД по делам национальностей
-
Комитет
ГД по физической культуре и спорту
-
Комитет
ГД по делам молодежи
-
Комитет
ГД по проблемам Севера и Дальнего Востока
-
Комитет
ГД по делам ветеранов
Что читать о Государственной Думе
Правовые акты
- Всеобщая Декларация
прав человека/ Генеральная Ассамблея ООН.– М.: НОРМА –
ИНФРА, 2000.– С. 39-43.
-
…Во Всеобщей
Декларации записано, что «выборы должны проводиться при
всеобщем и равном избирательном праве». Все граждане,
независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного
положения, политических и религиозных убеждений имеют право голоса и
имеют право быть избранными.
-
Конституция Российской
Федерации: официальный текст.– М.: Экзамен, 2003.– 64
с.
-
Человек, его права и
свободы являются высшей ценностью. Они определены в Конституции РФ.
-
Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации: федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ
// КонсультантПлюс
-
Демократические,
свободные и периодические выборы в органы государственной власти, а
также референдум являются высшим непосредственным выражением
принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное
волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита
демократических принципов и норм избирательного права и права на
участие в референдуме.
-
О политических партиях:
федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ// КонсультантПлюс
-
Право граждан РФ на
объединение в политические партии включает в себя право создавать на
добровольной основе политические партии в соответствии со своими
убеждениями, право вступать в политические партии либо
воздерживаться от
-
вступления, право
участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их
уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических
партий.
-
О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации:
закон от 18 мая 2005 № 51-ФЗ// КонсультантПлюс
-
Депутаты
Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на
основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах
является свободным и добровольным.
Книги
-
Большая юридическая
энциклопедия.– М.: Эксмо, 2005.– 688 с.
-
Энциклопедия
представляет собой сборник терминов и пояснений к ним. Она позволяет
ознакомиться с положениями действующей Конституции РФ, особенностями
государственного устройства, политического режима. Много внимания
уделено толкованию терминов, характеризующих положение
законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Молодежь
узнает об особенностях выборов в Российской Федерации, компетенции
Правительства и Государственной Думы.
-
Власть и общество в
России: опыт истории и современность 1906-2006 гг. (к 100-летию
российского парламентаризма): материалы Всероссийской
научно-практической конференции.– Краснодар: Традиция, 2006.–
-
370 с.
-
Рассмотрены проблемы
взаимодействия народа и власти в истории и на современном этапе,
становление правового государства в России, становление
многопартийной системы.
-
Головистикова, А. Н.
Конституционное право России: учебник / А. Н. Головистикова, Л. Ю.
Грудцина; под ред. Н. А. Михалевой. – М.: Эксмо, 2006. –
864 с. – (Российское юридическое образование).
-
Лукаш, Ю. А. Словарь
терминов и определений российского законодательства: для студентов и
учащихся / Ю. А. Лукаш. – М.: ГроссМедиа, 2005. – 448 с.
-
Знание терминов,
понятий и определений, существо которых обусловлено законодательными
и иными нормативными правовыми актами, и правильное их применение на
практике позволяет избежать множества ошибок и неприятностей.
Словарь не только облегчит работу специалистов, но и поможет освоить
актуальную терминологию студентам.
-
Политология: учебник /
под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. – М.: Юрайт-Издат,
2006. – 692 с.
-
Политические
партии России. Конец XIX
– первая треть XX
века: энциклопедия. –
М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. – 872 с.: ил.
-
Издание
познакомит читателя с историей многопартийности в России, не
навязывая ему концепцию политических партий. Это дает возможность
читателю ориентироваться в российской партийной мозаике, понять
смысл политического развития России в начале XX
века.
-
Политическая
энциклопедия: В 2 т. / рук. проекта Г. Ю. Семигинт.– М.:
Мысль, 1999.
-
Первое в России издание
по проблемам политической науки. Возросший интерес к политическим
знаниям закономерен. Ведь Россия является великой державой,
демократическим правовым государством с динамически развивающейся
экономикой, политической культурой, защищающей благополучие и права
человека, гражданина. Энциклопедия поможет получить ответы на
вопросы: что такое «демократия», «выборы»,
«нация», «свобода», «власть»,
«государство» и др.
-
Статьи
- Анохин,
П. Будни
парламента простыми не назовешь: в Государственной Думе / П. Анохин,
А. Платошкин // Российская Федерация сегодня. – 2011. - № 5.–
С. 14-17.
-
Закатнова,
А. Стартуют
все! Три в одном - новая партийная мода: политические партии РФ
накануне выборов в Госдуму/ А.Закатнова// Российская газета.- 2011.- 16 августа.- С. 3.
-
Закатнова,
А. Дело
на миллиард. Новым лидером «правых» стал Михаил Прохоров/ А. Закатнова// Российская газета.– 2011.– 27 июня.– С. 1-2.
-
Кузьмин,
В. В
политической системе России произойдут изменения: глава государства
пообещал новые поправки в избирательное законодательство/ В. Кузьмин// Юрист спешит на помощь.- 2011.- № 8.- С. 4-5
-
Лебедев,
И. Представить
позицию громко, ярко, смело – таков формат и стиль ЛДПР:
интервью с руководителем фракции ЛДПР в Государственной Думе Игорем
Лебедевым/ И. Лебедев; бесед.П. Анохин// Российская Федерация
сегодня.– 2011.- № 19.– С.20-21.
-
Новиков,
К. Выборы
в выборном ведомстве: Владимр Чуров снова стал председателем
Центризбиркома/ К. Новиков// Рос. газ.- 2011.- 29 марта.- С. 2.
-
Новиков,
К. Плюс
кибернетизация всей страны: через четыре года 90 процентов населения
будет голосовать с помощью технических средств/ К. Новиков//
Российская газета.– 2011.– 25 авг.– С. 3.
-
Новиков,
К. ЦИК
проверят ГАС: Центризбирком отчитался о техническом перевооружении
избирательной системы/ К. Новиков// Российская газета.–
2011.– 19 авг.– С. 2.
-
Рябцев,
А. Центризбирком
срежиссирует выборы: на короткометражки честной избирательной
системы из бюджета потратят 5, 2 млн. рублей/ А. Рябцев// Комс.
правда.– 2009.– 6 окт.– С. 2.
-
Черкудинова,
Д. Контроль
выборов оппозиции в $ 2 млн.: поставщики видеотехники готовы дать
партийцам 25-процентную скидку/ Д.Черкудинова// Известия.–
2011.– 2 сент.– С. 1.
-
Чурбанов,
В. Народное
представительство в России: тысяча лет и 72 дня. К 100-летию Первой
Государственной Думы/ В.Чурбанов// Российская Федерация сегодня.–
2005.- № 22.– С. 47-53.
-
Статья отражает одно из
самых значимых событий политической и государственной жизни России –
создание Первой Государственной Думы в 1906 году.
-
Опубликованы документы,
свидетельства участников и современников, раскрывающие хронику
рождения и деятельности народной власти в России.
-
Шкель,
Т. Праздник
монетизации. Российскому парламентаризму исполняется 105 лет/ Т.
Шкель// Рос. газ.- 2011.- 25 апр.- С.3
-
Юрьев,
С. Большие
гонки: Президент назначил день выборов/ С. Юрьев// Рос. неделя.-
2011.- 1 сент.- С. 2.
Приложение
- Задумывались ли вы над
вопросом о том, почему люди, независимо от их социального статуса,
проявляют живой интерес к политике? Почему многие люди часами сидят
у экранов телевизоров, наблюдая за парламентскими дебатами,
обсуждают законопроекты, участвуют в референдумах, ходят на митинги?
Здесь сразу же приходят на ум слова великого русского поэта Н.
Некрасова, сказанные о гражданской позиции каждого человека:
-
«Поэтом можешь ты
не быть,
-
Но гражданином быть
обязан!»
-
Эти
слова были сказаны очень давно, но как актуальны они сегодня.
Правовая викторина «Я
- гражданин» заставит
каждого задуматься и проверить, насколько вы являетесь настоящими
гражданами своей страны, а не ее пассивными наблюдателями. -
-
Кому
из известных русских поэтов принадлежат слова: «Поэтом можешь
ты не быть, но гражданином быть обязан»? (Николаю
Николаевичу Некрасову)
- Биолог
Илья Ильич Мечников искал средство борьбы со смертоносной болезнью –
холерой. И нашел его. Но требовалось проверить препарат на живом
человеке. Какой поступок ученого в связи с этим можно назвать
проявлением высокого гражданского долга? (Ученый
привил холеру самому себе, чтобы понаблюдать за воздействием новой
вакцины на организм человека, чтобы не подвергать других людей
риску)
-
Гражданин
– это… (человек,
мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо
своего народа)
-
Кто
такой обыватель? (Человек,
который по закону является гражданином, а по сути заботиться только
о себе, он равнодушен ко всему происходящему в стране, он не пойдет
на выборы, ведь ему все равно, кто получит власть в его городе или
стране, лишь бы его не трогали, для обывателя главное в жизни –
это его собственное спокойствие и благополучие, одним словом,
обыватель – это человек, живущий мелкими, личными интересами)
-
Кто
из людей – Гражданин или обыватель – мог совершить такие
поступки:
- издевался над котенком; принял участие в выборах; не
помог пожилому человеку перейти улицу; сообщил о готовящемся
преступлении; увлекался только развлекательными телепередачами;
сломал ветку дерева; равнодушно наблюдает, как его друг пробует
употреблять наркотики; разъясняет друзьям, что вредно употреблять
наркотики, алкоголь, старается отвлечь их от дурной компании,
вовлекая в полезную деятельность (спорт,
творчество).
- Что
во все времена считалось священным долгом любого Гражданина? (Защита
своего Отечества)
-
Что
такое закон? (Это
обязательные для всех правила, которые в письменном виде
устанавливаются государством и за невыполнение которых наступает
юридическая ответственность)
-
Какое
качество человека имел в виду Владимир Даль, описав его в своем
знаменитом словаре так: внутреннее нравственное достоинство
человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть?
(честь)
-
Кто
из героев произведения А.С.Пушкина получает на прощание такое
напутствие: «Береги платье снову, а честь смолоду»?
(Петр
Гринев)
-
Для
чего существует государственная власть? (Для
организации жизни людей в государстве, для защиты граждан от
преступников, для того, чтобы собирать налоги и чтобы из этих
налогов оплачивалась работа школ, больниц, милиции, армии и т. д.)
-
Для
чего существует Государственная Дума? (Создает
законы)
-
Кто
рассматривает Законы, вносит поправки после того, как создан Закон
Государственной Думой? (Совет
Федерации)
-
Кто
утверждает Закон после рассмотрения и одобрения Советом Федерации?
(Президент)
-
Кто
является Президентом нашей страны? (Д.А.Медведев)
-
Что
является основным законом страны? (Конституция)
-
Участие
в каком мероприятии рядового гражданина будет способствовать тому,
что в Государственную Думу попадут именно те люди, которые сделают
жизнь в нашей стране лучше? (В
выборах)
-
Во
сколько лет Вы можете сами попытаться стать Президентом? (В
35 лет, если вы постоянно проживаете в России не менее 10)
- Что
является конечной целью любой власти? (Улучшение
жизни граждан)
Что
ждет правительство, не справившееся со своими задачами? (Отставка)
Полезная
информация
Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации
Председатель
– Чуров Владимир Евгеньевич
г. Москва, пер. Б. Черкасский, 9
Телефон: 606-79-57
Избирательная
комиссия Краснодарского края
Председатель
– Бурлачко Юрий Александрович
350063 г. Краснодар, ул. Красная,
5
Телефон: (8861) 268-29-16;
68-26-38
Территориальная
избирательная комиссия Абинская
Председатель
– Филипьев Павел Николаевич
353320 г. Абинск, ул.
Интернациональная, 31
Телефон: (886150) 5-18-41
Г -72
ББК 91.9: 67.99 (2)05
Государственная
Дума: история и современность:
библиографическое пособие /Абинская библиотека; матер.обработ. Е.В.
Калюжная.– Абинск, 2011.– 23с.
Настоящее
библиографическое пособие включает в себя материалы об истории и
современном состоянии российского парламентаризма; рекомендательный
список литературы, включающий правовые акты, книги и статьи по
истории развития демократических институтов, политических партиях,
правовом государстве из изданий находящихся в фондах Абинской
библиотеки; викторину «Я - гражданин».
Пособие рассчитано на
широкий круг читателей, в том числе юношества, студентов,
сотрудников библиотек.
- Материал обработала Е.
В. Калюжная
-
Отв. за выпуск Г. В.
Ламах, директор
-
-
|
Публикации
Центр доступа к правовой информации
Твои первые выборы
В помощ молодому избирателю
Государственная Дума:
история и современность
Правовой статус подростка
Забота о детях - главный закон
Вы и ваши налоги
Инвалид: о нем и для него
Нелегкое право выбора
|