"Абинская билиотека" E-mail:
abinlib@narod.ru Часы работы
с 9.00 до 18.00 ч.
Выходной - суббота
1-е число каждого месяца санитарный день
2011
МУК «Абинская
библиотека»
детская
библиотека-филиал №1
Проект
по организации
информационного пространства
и созданию
библиотечно-информационного
центра
Комплексная автоматизация.
Компьютеризация пользовательского цикла. Создание комплексной
автоматизации библиотечно-библиографических процессов
Организация комфортного и
информационного пространства библиотеки
Партнерские связи детской
библиотеки – филиала № 1
МУК «Абинская
библиотека»
Абинск, 2010
Название библиотечного проекта:
«Детям – безграничные возможности»: организация
информационного пространства и создание библиотечно-информационного
центра
Руководитель проекта: Г.В. Ламах, директор МУК
«Абинская библиотека»
Разработчики проекта:
Т.А. Масалитина, заведующий детской библиотекой
С.П. Картавцева, главный библиотекарь детской
библиотеки
А.А. Снытко, библиограф детской библиотеки
Целевые группы по проекту:
Учащиеся школ города, руководители детского чтения,
специалисты детской библиотеки
Цель проекта – создание
информационно-библиотечного центра для детей и руководителей
детского чтения в г. Абинске через организацию современной
библиотечно-библиографической инфраструктуры с использованием новых
информационных технологий. Расширение доступа к информации,
модернизация деятельности, предоставление пользователям новых услуг,
повышение престижа библиотеки среди детского населения города.
Задачи:
- разработка путей и методов по организации
современного информационного пространства в библиотеке;
- компьютеризация пользовательского цикла, создание
комплексной автоматизации всех библиотечных процессов;
- расширение спектра предоставляемых услуг;
- комплектование фонда документами на всех видах
носителей информации;
- создание собственных баз данных и электронных
собраний;
- обучение новым информационным технологиям
библиотекарей.
Содержание проекта
Сегодня на фоне бурно развивающихся информационных
технологий наблюдается резкое возрастание спроса на качественную и
своевременную информацию. Её увеличивающиеся объемы, разнообразие
форм представления, разрастание информационных сетей требуют от
современных библиотек внесения существенных изменений, внедрения
новых технологических процессов.
Абинск – административный, промышленный,
хозяйственный и культурный центр Абинского района. Население города
составляет более
35 тыс., в том числе детей от 0-14 лет – 6192. В
городе 6 общеобразовательных школ, 10 дошкольных учреждений, имеются
культурно – досуговый центр, детская музыкальная школа,
детская художественная школа, Дом детского творчества, МУК «Абинская
библиотека» с филиалами: детская библиотека-филиал №1,
библиотека - филиал №2, библиотека – филиал № 3.
Обоснование темы проекта
Почему цель проекта – организация
информационного пространства и создание
библиотечно – информационного центра?
Во – первых, в сложившейся системе
информационного и культурного обслуживания населения города
библиотека занимает ведущее место. Библиотека востребована
учреждениями культуры, школами, дошкольными учреждениями.
Во-вторых - образовательная функция чтения занимает
сейчас одно из первых мест. Многим необходимо получить углубленную
информацию по конкретному предмету.
Например, в 2010 году Абинск вновь стал центром
зонального этапа краевой научно - практической конференции «Эврика»,
приняв более 130 молодых исследователей Малой Академии наук учащихся
Кубани из Абинского, Славянского, Красноармейского, Северского и
Темрюкского районов. По итогам зонального этапа 12 работ учащихся
Абинского района отмечены дипломами 1-й, одиннадцать – 2-й и
шесть – 3-й степеней.
Ученица СОШ № 4 Фролова Кристина была удостоена диплома
1-й степени на XXIV
Всероссийской конференции «Национальное достояние
России» за исследовательскую работу «История
библиотечного дела в Абинском районе». Елена Сотникова,
ученица СОШ №4, стала победительницей краевой выставки-конкурса
детского изобразительного искусства прикладного творчества «Атамань
– край казачий».
В-третьих, библиотека располагает информационными
ресурсами и качественным книжным фондом читального зала, включающим
справочные, периодические издания, историческую, философскую,
художественную литературу. Специалистами детской библиотеки
организована система каталогов, картотек, накопительных тематических
пресс - папок, сценарных материалов по различной тематике.
Библиотека оснащена локальной сетью, имеет доступ в
Интернет и пользуется услугами электронной почты.
Следуя заявленным в прокте целям и задачам, мы бы
хотели создать такую информационную зону, где максимально быстро,
полно и качественно выполнялись запросы читателей.
Осознание изменения потребностей, интересов, знаний,
мировоззрения детей и подростков ставит перед библиотекарями ряд
задач. Одна из важных задач создание комфортного информационного
обслуживания. Развитие информационных библиотечных технологий
является определяющим фактором в улучшении качества обслуживания
пользователей.
В настоящее время в библиотеке имеется 1 компьютер,
ведутся электронные систематическая картотека статей и краеведческая
картотека, число записей которых составляет более 11300. Детская
библиотека находится в одном помещении с МУК «Абинская
библиотека», которая ведет в автоматизированном режиме учет,
комплектование библиотечного фонда, сводный электронный каталог.
В детской библиотеке имеются все условия для создания
современного информационно-библиотечного центра для детей и
подростков и специалистов по работе с детьми.
Ожидаемые результатыпроекта
Дополнительная реклама библиотеки, создание
привлекательного имиджа библиотеки, укрепление взаимодействия
библиотеки с организациями и учреждениями, работающими с детьми и
подростками;
улучшение комплектования библиотечного фонда и объема
периодических изданий;
обеспечение широкого доступа читателей к
информационно-библиотечным ресурсам, в том числе к мировым ресурсам;
создание медиатеки;
расширение спектра предоставляемых услуг.
Также ожидаемые результаты проекта ее создатели видят в
понимании общественностью следующих позиций:
библиотека – это динамично меняющийся организм.
Библиотекари в курсе новейших информационных технологий и могут
оказать самую современную информационную поддержку читателю;
библиотека – это место больших возможностей, где
каждый сможет самостоятельно поднять свой уровень образования,
достичь чего-то в жизни;
библиотека – это место, где открывается целый
мир. Она дает возможность найти все, что угодно, в печатном или
электронном виде, с помощью библиотекаря или самостоятельно.
Проект рассчитан на три года: 2011 - 2013 гг. и будет
осуществляться по трем направлениям.
Основные мероприятия по реализации
проекта
Пользователю нужны информационные
технологии.
Развитие информационных библиотечных
технологий является определяющим фактором в улучшении качества
обслуживания пользователей.
Iнаправление (2011-2013 гг.) – Комплексная
автоматизация. Компьютеризация пользовательского цикла. Создание
комплексной автоматизации библиотечно-библиографических процессов
Приобретение
семи компьютеров с лицензионной операционной системой, компьютера с
серверной операционной системой, антвируса Касперского для всех
компьютеров, программного пакета MSOfficepro,
ноутбука для наглядности и зрелищности проводимых мероприятий, 4
выставочных стеллажа.
Комплектование библиотечного фонда на электронных
носителях информации.
Реагируя на изменившиеся потребности пользователя,
библиотеке необходимо ввести электронные формы обслуживания.
Первый шаг (2011 - 2013 г.) -
организация пяти автоматизированных читательских мест и два
автоматизированных рабочих места для персонала библиотеки.
Второй шаг (2012 г.) - внедрение
электронного учета выдачи документов.
Третий шаг (2013 г.) -
организация электронной доставки списков новой литературы,
поступившей в библиотеку, руководителям детского чтения.
Четвертый
шаг (первое полугодие 2013 г.) – организация
двухмесячных курсов «Компьютерный всеобуч» с целью
повышения квалификации специалистов в освоении новых информационных
технологий.
Курсы включают следующие занятия:
Освоение основ работы с Windows;
Создание документов в редакторе MSWord;
Работа с электронными таблицами MSExcel;
Создание презентации в PowerPoint;
Совершать серфинг по сети Интернет.
Пятый шаг (второе полугодие 2013 г.) –
организация презентации компьютерных читательских мест
и электронных ресурсов библиотеки «Детская
библиотека как информационный центр».
Для того, чтобы помочь пользователям сориентироваться в
новых услугах, организовать информационно - просветительскую акцию
«С книжкой и с «мышкой».
В акцию будет включено открытие «Школы
компьютерной грамотности». Для
пользователей будут проведены следующие интерактивные уроки (часы
информации):
1урок «Самостоятельная работа на компьютере»
Данный урок включает в себя:
просмотр энциклопедий, словарей, справочников и
познавательных фильмов на электронных носителях;
прослушивание аудиокниг;
самостоятельное формирование информационного запроса
для работы с электронными ресурсами библиотеки.
урок «Доступный и безопасный Интернет для
детей»
3 урок «Поиск и отбор информации в базах
данных библиотеки»
4 урок «Работа с электронным каталогом и
картотекой»
Выпуск методических рекомендаций и информационных
буклетов в помощь обучающимся пользователям школы.
Шестой шаг (2012-2013 гг.) - создание
фонда на электронных носителях:
- оцифровка старых, но не потерявших своей актуальности
и часто спрашиваемых изданий и статей из периодических изданий;
- создание базы библиографических изданий детской
библиотеки;
- создание web-сайта
в Интернете.
Использование электронных ресурсов во много раз
увеличит скорость поиска и обработки информации, обеспечит
оперативный и одновременный доступ пользователей к информационным
ресурсам.
IIнаправление (2011 г.) – Организация комфортного
и информационного пространства библиотеки
Важной
составляющей частью библиотечного обслуживания является выставочная
деятельность библиотеки.
Первый шаг – Чтобы
поиск информации был максимально удобным, а фонд наглядным,
организовать книжно-иллюстрированные выставки по функциональным
зонам.
Цель: Представить библиотеку как тематическую
информационную площадку. Максимально раскрыть книжный фонд детской
библиотеки.
Абонемент – это
информационная и образовательная зона
«Книжная страна».
Выделить литературу для подростков по следующим
направлениям:
«Как верно сказано не мною обо мне» -
современные повести и рассказы
Второй шаг: Одним из
направлений улучшения имиджа и привлекательности библиотеки для
детей служит обновление книжного фонда.
Составной частью внеклассного чтения являются списки
литературы на лето по школьной программе. Много лет библиотека
работает по этим спискам. 70% необходимого книжного фонда имеет
изношенный, ветхий вид. По хронологическому составу фонд
художественной литературы на 80 % состоит из книг, изданных десять и
более лет назад.
Идет
несовпадение интересов детей и ассортимента издаваемых книг. Поэтому
созрела острая необходимость комплексного обновления книжного фонда
художественной литературой старшего и младшего абонементов.
Меры по улучшению состава и использования фонда
художественной литературы и активизации детского чтения:
осуществить докомплектование библиотечного фонда
необходимой литературой;
вывести из фонда ветхую, дублетную, неиспользуемую
литературу;
регулярно издавать рекомендательные списки лучшей
литературы для детей;
направить в адрес издательств письма с просьбой о
переиздании конкретных произведений;
организовать акцию «Книга
в дар библиотеке».
Качественное изменение книжного фонда повлечет за
собой формирование новых читательских потребностей, а значит и новых
интересов.
IIIнаправление
-Партнерские связи детской библиотеки
При реализации данного проекта предстоит
скоординировать свою работу с СМИ с целью широкого освещения
мероприятий. Скоорденировать работу с учреждениями и организациями,
занимающимися проблемами образования, воспитания, просвещения,
социальной защиты. Они могут стать устроителями и участниками
проекта
(Схема: « Партнерские связи детской
библиотеки-филиала №1
МУК «Абинская библиотека»)
Данные о руководителе и разработчиках проекта
Автор и руководитель проекта:
Масалитина Татьяна Алексеевна
Заведующий детской библиотекой-филиалом № 1
МУК «Абинская библиотека»
Год рождения: 1970 г.
Образование: высшее
Домашний адрес: Краснодарский край,
г. Абинск, ул. Пионерская, 215
8 (86150) 5-28-41
Члены творческой группы:
Картавцева Светлана Петровна
Главный библиотекарь младшего абонемента детской
библиотеки
Год рождения: 1963 г.
Образование: высшее
Домашний адрес: Краснодарский край,
г. Абинск, ул. Некрасова, 4
Снытко Анжелика Анатольевна
Главный библиограф детской библиотеки
Год рождения: 1967 г.
Образование: высшее
Домашний адрес: Краснодарский край,
г. Абинск, ул. Свердлова, 8, кв. 3
Схема партнерских связей детской библиотеки –
филиала № 1
МУК «Абинская библиотека»
Схема 2
Деятельность детской библиотеки как
библиотечно-информационного центра