МУК "Абинская библиотека"

Найти: на:

Наш адрес
353320
Краснодарский край г.Абинск ул.Интернациональная, 32
Телефоны:
Директор
8(86150) 5-32-92
Методико-библиографисческий отдел
8(86150) 5-13-43
E-mail: abinlib@narod.ru
Часы работы
с 9.00 до 18.00 ч.
Выходной - суббота
1-е число каждого месяца санитарный день



6 april, 2010








И снова память возвращается к войне



(к 65-летию Великой Победы)

Методико-библиографическое пособие

9 мая 2010 года    исполнилось 65 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Дата действительно выдающаяся: не было войны столь масштабной, губительной. 65 лет – большой срок, но пережитая трагедия тех лет и поныне болью отзывается в сердцах многих россиян. Государственная Дума предложила объявить 2010 год – Годом ветеранов Великой Отечественной войны. Библиотечные мероприятия рекомендуется проводить в течение всего года и с самыми различными читательскими группами:
   - можно разработать программы и творческие проекты по патриотическому воспитанию;
   - скоординировать работу с общественными организациями (Совет ветеранов, казачество, военкомат, отделы по делам молодежи, школы, учебные заведения);
   - создание тематических картотек в традиционном и электронном виде;
   - участие библиотеки в поисковой работе: установление данных о земляках-участниках Великой Отечественной войны, уточнение сведений, связанных с событиями, происходившими в годы войны;
   - проведение месячников, торжественных акций, культурно-досуговых мероприятий патриотической тематики, организацию циклов мероприятий;
   - охватить ветеранов различными формами библиотечного обслуживания: информированием, обслуживанием на дому (движение «Книга ветерану»), привлечь их к участию в клубных формированиях, мероприятиях.
   Все мероприятия, посвященные темам Великой Отечественной войны должны сопровождаться пропагандой краеведческого материала. Следует активнее использовать материалы краеведческих музеев, комнат Боевой Славы. Уместна организация в библиотеках встреч представителей разных поколений с защитниками родного города или станицы. Особенно действенными могут быть такие мероприятия, если они организуются с Советами ветеранов, военкоматами, управлением по делам молодежи.
   Рекомендуется оформить циклы книжно-иллюстрированных выставок, выставок–память, выставок-реквиемов и открытых просмотров литературы: «Наша Победа, наша весна», «От Москвы до Берлина», «Листая летопись Великой…», «Пришла победа в 45-м», «Поклонимся тем огненным годам» и др.
   Выставки могут быть посвящены отдельным сражениям войны, землякам-героям, городам-героям. Желательно включать в экспозицию письма, художественную литературу о войне, книги по искусству, фотоальбомы, путеводители, буклеты, экспонаты музеев, памятные предметы войны.
   Внимание читателей привлекут просмотры книг о памятных местах, мемориальных комплексах и памятниках: «Памятники бессмертия», «Пусть обелиск тебе напомнит», «Мемориалы вечной славы», «Сынам Отчизны посвящается» и др. Чтобы повысить интерес читателей и эффективность просмотров литературы, рекомендуется сопроводить мероприятие кратким обзором представленных книг, дополнить показом художественных фильмов о войне: «Летят журавли», «А зори здесь тихие», «Баллада о солдате», «Судьба человека», «Восхождение», «Белорусский вокзал», «Сорок первый» и др.
   Наиболее интересными могут стать следующие формы мероприятий: колесо истории «Победа духа», анкетирование «Патриотизм – что это такое?», вечер памяти «Исповедь солдатского сердца», музыкальная гостиная «Я порохом пропахнувшие строки из-под обстрела вынес на руках», исторический экскурс «Миф о 41 годе», вечер военных песен «Эти песни спеты на войне», вечер встречи с ветеранами «Есть в памяти и боль и благодарность», День информации «Когда стою у Вечного огня», вечер книги «Раненый том», лекторий «Славе – не меркнуть. Традициям – жить!», акции «Мы помним о вас, фронтовики», «Слава труженикам трудового фронта», «Была нужна Победа миру», конкурс детского рисунка «Победа глазами детей», интеллектуальная игра «Война глазами поколений», «Ее валенки дошли до Берлина» (Лидия Русланова).
   Тема Великой Отечественной войны наиболее полно может быть раскрыта путем комплексной пропаганды исторической, военной, документальной, мемуарной литературы. Следует уделить серьезное внимание пропаганде художественной литературы о Великой Отечественной войне. Она воссоздает атмосферу военных лет. По творчеству писателей можно организовать обсуждение книг, презентации, литературные вечера «Поэзия великого подвига», «Поэзия моя, ты из окопа».
   Для проведения мероприятий могут быть взяты шедевры русской классики: трилогия К. Симонова «Живые и мертвые», «Дни и ночи»; романы Ю. Бондарева «Горячий снег», «Батальоны просят огня»; В. Быкова «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Обелиск», «Знак беды», «Дожить до рассвета»; В. Некрасова «В окопах Сталинграда», А. Чаковского «Блокада», А. Бека «Волоколамское шоссе» и многие другие произведения.
   Организуя обзоры и обсуждения книг, тематические вечера библиотекари могут использовать мемуары таких видных военачальников, как Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления»,
   К. К. Рокоссовского «Солдатский долг», И. Х. Баграмяна «Так начиналась война», а также дневники-воспоминания участников боев и другие материалы.
   Библиотечным работникам следует иметь в виду, что библиография ВОВ на современном этапе включает наряду с печатными изданиями электронные ресурсы. За получением информации о ВОВ можно обратиться к услугам Интернет. Самым крупным «военным сайтом» считается проект 9    may   .   ru    (   nashapobeda   .   ru   ). События военного времени здесь расписаны по дням: можно выбрать любой год и месяц военного времени и получить исчерпывающую информацию о том, что происходило в это время на всех фронтах. На сайте представлен архив военных фотографий и плакатов, письма с фронта, выдержки из газет военного времени.
   В методико-библиографическом пособии    «И снова память возвращается к войне…»    в помощь библиотекарям предлагаем:
   - методические рекомендации по проведению различных мероприятий патриотической тематики;
   - сценарий презентации книжно-иллюстративной выставки    «Листая летопись Великой…»   ;
   - анкета    «Что такое патриотизм?»
   - рекомендательный список сценариев, посвященных Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.).



   Приложение 1



   Презентация книжно-иллюстративной выставки

«Листая летопись Великой…»



   Оформлена книжно-иллюстративная выставка «Листая летопись Великой…».
   Цель выставки   :    книжно-иллюстративная выставка разработана к 65-летию со дня окончания Великой Отечественной войны с целью популяризации литературы, рассказывающей о военных событиях 40-х годов, о подвиге старшего поколения. На выставке представлена как документальная, мемуарная литература, так и книги известных писателей и поэтов В. Твардовского,
   М. Джалиля, В. Богомолова, Г. Бакланова, Б. Васильева, Ю. Бондарева и других. Эти книги, изданные в разное время, не потеряли актуальности и сейчас, их роль в воспитании патриотизма и любви к Родине трудно переоценить.
        Читательское назначение:
        молодежь и юношество 
        
        Средства рекламы выставки:
        объявления на стендах библиотек,
        на сайте, анонс в местной прессе, индивидуальные приглашения на
        презентацию выставки, информация для школ.
        На презентации: 
        
        выступление представителя
        администраций поселений, руководителя библиотеки
        выступление ветерана; 
        
        выступление работника музея
        чтение стихов в исполнении
        учащихся школ
        выступление театрального
        коллектива
        обзоры литературы у выставки.
        Оценка эффективности
        выставки: 
        
        Книговыдача по заявкам, 
        
        Посещаемость презентации;
        Посещаемость обзоров литературы у
        выставки.
        Отзывы читателей.
        Необходимые оформительские
        средства: книги,
        иллюстрации, заголовки, цитаты, обращение к читателям, рисунок
        «Ордена Победы», книжные закладки, календарики,
        посвященные военным датам России. 
        

   ВЕДУЩИЙ:    Здравствуйте, дорогие друзья! Близится   славная дата в жизни нашего народа – 65 лет со Дня Победы в    Великой в Великой Отечественной войне. Сколько бы десятилетий ни прошло, люди снова и снова будут возвращаться к Победе, которую принес миру советский солдат.
   Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирены, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паек… Об окопах и траншеях, об атаках под шквалом вражеского огня мы можем судить только по кинофильмам, художественным произведениям да рассказам фронтовиков. Для
   нас война – история. Это история нашей Родины, наших родных и близких. Но, несмотря, ни на что мы не вправе забывать тех, кто отдал свою жизнь за наше будущее, за мир на Земле.
   Я прошу вас встать и почтить память павших минутой молчания.
   (звучит минута молчания)
      Сегодня мы с вами поговорим о том, чему никогда не были свидетелями, но о чем должны знать и помнить! По дорогам той далекой войны поведет нас книга, строки которой – это прожитые часы и мгновения среди огненного ада. В честь 65-летия Великой Победы Абинская библиотека организовала передвижную книжную выставку «Листая летопись Великой…». Она собрана из фондов Абинской библиотеки. Ее основная цель не дать забыть, донести до ума и сердца подвиг старшего поколения. На выставке вашему вниманию будут представлены воспоминания полководцев, военачальников, исторические хроники о главных сражениях Великой Отечественной войны, литература о войне на Кубани и художественные произведения талантливых писателей, прошедших войну и воспевших ее героев. Выставка будет организована во всех библиотеках поселений Абинского района.
      Итак, слово для открытия передвижной книжной выставки «Листая летопись Великой…» предоставляется __________________
   __________________________________________________________
   (звучит выступление)
      ВЕДУЩИЙ:    Дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие в путешествии по разделам книжной выставки «Листая летопись Великой». А начнем мы его с первого раздела «В книжной памяти мгновения войны…»

   1 раздел выставки: «В книжной памяти мгновения войны…»
        
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна…
                      Ю. Воронов
   (звучит аудиозапись голоса Ю. Левитана о начале Великой Отечественной войны)

   БИБЛИОТЕКАРЬ 1: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. Фашисты нарушили все человеческие законы: они уничтожали даже детей и стариков, они расстреливали, жгли, пытали, проводили биологические эксперименты над пленными, они угоняли людей в рабство, душили в газовых камерах. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.
   (Звучит фонограмма песни «Священная война»)
   С первых дней войны военкоматы работали круглосуточно. С заявлением на фронт шли все, кто мог держать оружие в руках. Те, кто не попали в первые дни на фронт, поступили учиться в различные военные училища, чтобы получить там военную специальность. На места родителей за станок, на трактор становились их дети. Рабочий день был по 16-18 часов. На всех фронтах были сыны и дочери полка. Во всех партизанских отрядах были дети, которые ходили в разведку и приносили важные сведения о противнике. Вся страна поднялась против фашистской орды. Ненависть переполняла сердца.
   Мир помнит несгибаемое мужество Брестской крепости,
   Москвы, Одессы и Севастополя, Новороссийска и Керчи, Мурманска и Сталинграда. Но города становятся героями лишь тогда, когда героями становятся их защитники. Среди городов-героев особое место занимает Москва. Под столицей впервые был остановлен вал фашистской агрессии.
   Битва в районе Курска, Орла и Белгорода является одним из величайших сражений Великой Отечественной войны. В ходе Курской битвы возле деревни Прохоровка произошло самое крупное встречное танковое сражение в истории. Здесь были разгромлены    отборные и самые мощные группировки немцев, но и подорвана вера в способность Германии противостоять могуществу Советского Союза.
   Многострадальная Сталинградская земля, сколько ей пришлось вынести! Во всех местах, где шли бои, она буквально перепахана взрывами снарядов, покрыта слоем металла. И в первые годы после войны ее невозможно было вспахать, невозможно сеять хлеб. Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в ее истории, для России – ее величайшей победой.
   Самая страшная веха той войны — блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших… Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса — легендарная «Дорога жизни».
   Голос павших донесли до нас их письма. Простые, маленькие солдатские треугольнички с лиловым штампом – «Проверено цензурой». Читаешь их – и глубокое волнение охватывает тебя, словно ты переносишься в окопы и землянки, вместе с бойцами идешь в яростные штыковые атаки.

   ЧТЕЦ:
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!


Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.


Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, вот здесь, на войне,
Приятели, книжки, московские споры,


Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся –оценим вдвойне!
...И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай – я не сдамся,покуда дышу!


Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
                       Э. Асадов
   Послушайте письмо гвардии сержанта Ивана Кожевина родным. (Читает).
   «Здравствуйте, родные! Шлю вам свой горячий боевой привет! Мама, я пока жив, здоров и невредим. Воюем сейчас на Одере, в Германии. Думаем, что конец войны не так уж далек. За время боев освободили немало наших русских и украинцев, насильно увезенных в Германию. По их рассказам, а также и своими глазами видишь, что такое фашистская Германия. Да, такую Германию действительно нужно уничтожить!.. И наша месть справедлива. Мама! Воюю я честно, не зная трусости и страха. И так мы воюем все. Ну, пока и все! С приветом ваш сын Ваня!»
   Гвардии сержант Иван Кожевин погиб в тот день, когда счет войне щел не на месяцы и даже не на дни – на часы! Убит в Германии за 20 часов до капитуляции фашистов.
   В 1945 году сражения шли уже на территории Германии. 16
   апреля началась битва за Берлин. Маршал Г. К. Жуков вспоминал: «Готовя операцию, все мы думали над тем, что еще предпринять, чтобы больше ошеломить и подавить противника. Так родилась идея ночной атаки с применением прожекторов. В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллионов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы, и, пожалуй, за всю жизнь я не помню подобного ощущения…». Первого мая 1945 года над зданием Рейхстага было водружено знамя Победы, ставшее символом разгрома фашистской Германии.

ЧТЕЦ:
   Еще горячкой боя сердце билось,
   А в мир уже вступала тишина,
   Как будто время здесь остановилось,
   Не веря, что закончилась война.

   Под арками обугленного свода,
   В какой-то первозданной тишине,
   Солдаты величайшего похода
   Расписывались прямо на стене.

   1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины. Они разрушили 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения. Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Отгремела война, а никак не отпустит тревожную память бойца…
   Об основных сражениях Великой Отечественной войны вы подробнее узнаете, прочитав книги из раздела    «В книжной памяти мгновения войны».

   ВЕДУЩИЙ:    А мы с вами давайте проверим, насколько хорошо знаем о некоторых событиях войны, ответив на вопросы викторины.

   Викторина о войне:
  1.    Каким городам после Великой Отечественной войны присвоено почетное звание «Город-герой»?    (Москва, Ленинград, Сталинград, Тула, Киев, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Минск, Брест)

  2.    Что такое «Дорога жизни» и какой город она спасала?    (по дороге, проложенной по льду Ладожского озера эвакуировали жителей осажденного Ленинграда и подвозили продукты)

  3.    Назовите имя героя, который закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота?    (Александр Матросов)

  4.    Сколько дней длилась блокада Ленинграда?    (900 дней)

  5.    Назовите солдат, которые водрузили знамя Победы над Рейхстагом?    (М. А. Егоров, М. В. Кантария)

  6.    Назовите тайную полицию, контрразведку Германии?    (Гестапо)

  7.    О каком герое войны эти строки?

       Она назвала себя Таней,

       Не зная, что в гордой красе

       Не сломленной, бронзовой станет

       Над Минском летящим шоссе.    (Зоя Космодемьянская)

  8.    Кому принадлежат слова «Велика Россия, а отступать некуда! Позади Москва!» (   Герою-панфиловцу В. Г. Клочкову)

  9.    Каких полководцев и военачальников ВОВ вы знаете?

       (Г. К. Жуков, А. Василевский, И. Конев, Р. Малиновский,

       К. Рокоссовский, М. Катуков, С. Тимошенко)

  10.    Назовите имя и фамилию отважного летчика, вновь освоившего управление самолетом после ампутации обеих ног?    (Алексей Петрович Маресьев)

  11.    Кто является автором повести «Сын полка»    (В. П. Катаев)

  12.    Кто написал рассказ «Судьба человека»?    (М. Шолохов)

  13.    Сколько дней длилась Великая Отечественная война?    (1418 дней)

  14.    Какие песни о войне вы знаете?    (индивидуальные ответы)

   (проводится викторина)

   Литература к 1 разделу:
«В книжной памяти мгновения войны»


  1. Бешанов, В.В. Танковый погром 1941 года /В.В. Бешанов. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. – 480 с.

  2. Джонс, М. Сталинград. Как состоялся триумф Красной Армии /М. Джонс. Пер. с англ. М.П. Свириденкова. – М.: Яуза, Эксмо. – 2007. – 384 с. – (Великая Отечественная: цена победы).

  3. Доценко, В.Д. Флот в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг./В.Д. Доценко. – М.: Изд-во Эксмо, СПб.: Изд-во Terra Fantastica , 2005. – 624 с., ил. – (Энциклопедия военной истории).

  4. Жуков, Г.К. Воспоминания и размышления. В 2-х т. /Г.К. Жуков. – М.: Новости, 1974.

  5. Замулин, В. Засекреченная Курская битва /В. Замулин. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. – 784 с. – (1943. К 65-летию Курской битвы).

  6. Исаев, А.В. Берлин 45-го. Сражения в логове зверя /А.В. Исаев. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – 720 с. (Война и мы).

  7. Лебедев, Ю. По обе стороны блокадного кольца / Ю. Лебедев. – СПб.: Нева, 2005. – 320 с.

  8. Матиясевич, А.М. В глубинах Балтики. 21 подводная победа /А.М. Матиясевич. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – 320 с. – (Война и мы. Окопная правда).

  9. Митяев, А.В. Тысяча четыреста восемнадцать дней: рассказы /А.В. Митяев, худ. Б. Кыштымов. – М.: Дет. лит., 1987. – 591 с., ил.

  10. Смирнов, С.С. Брестская крепость / С. Смирнов. – М.: Раритет, 2000. – 406 с.

  11. Солонин, М. 22 июня, или Когда началась Великая Отечественная война/ М. Солонин. – М.: Яуза, Эксмо, 2008. – 512 с. (Великая Отечественная: неизвестная война).

  12. Сталинградская эпопея: материалы НКВД СССР и военной цензуры из Центрального архива ФСБ РФ. – М.: Звонница – МГ, 2000. – 496 с., ил.

  13. Тарас, Д. Боевые награды СССР и Германии Второй мировой войны / Д.Тарас. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2005. – 144 с.

  14. Типпельскирх, К. История второй мировой войны. В 2-х т. 1939-1945гг./ К. Типпельскирх. – СПб: Полигон, 1994.


   2 раздел выставки: «Кубань – край ратной и воинской славы»

   Ты живешь потому что, когда-то
   На полях умирали солдаты,
   Ты поешь, а их звонкая песня
   До конца не могла дозвенеть.
   С. Петренко

   БИБЛИОТЕКАРЬ 2:    Огненным шаром прокатилась война по Кубани. Опалила тысячи жизней. Изломала сотни тысяч судеб, но жива она в памяти народной.
   1942 год вошел в историю Краснодарского края как трагический год оккупации немецко-фашистских захватчиков. Именно в тот год ценой огромных потерь германская армия прорвала наш фронт, продвинулась на юг, к предгорьям Кавказа и проникнула на территорию Кубани.
   Ожесточенные бои шли по всей линии обороны, но силы были неравны. К началу сентября почти весь наш край был захвачен врагом. Шесть месяцев хозяйничали фашисты на Кубани. Страшное
   это было время. Вольнолюбивому казачьему краю пришлось испить ужас нового порядка с лихвой. Трудно назвать хутор, станицу, тем более город, где бы изверги не оставили своего кровавого следа.
   Зверскую расправу учинили фашисты 13 ноября 1942 года над мирными жителями рабочего поселка Михизеева Поляна Мостовского района. Они выгнали из поселка всех жителей с детьми, раздели и расстреливали их из пулеметов и автоматов. Раненых пристреливали из пистолетов, детей добивали ударами головой о деревья. Всего было убито 207 человек. Поселок был полностью сожжен. В память о расстрелянных жителях Михизеевой Поляны администрация Краснодарского края создает музей народной скорби
   жертвам фашизма – Кубанскую Хатынь. Об этой трагедии вы можете прочесть в книге «Память о Михизеевой поляне».
   Широкую боевую славу завоевал отряд партизан города Краснодара, которым командовал Петр Карпович Игнатов. Вместе с ним сражалась вся его семья – жена и двое сыновей – Гений и Евгений, которые героически погибли во время проведения военной операции при взрыве железнодорожного состава. Об их подвиге вы можете прочесть в книге Игнатова «Братья-герои».
   «Книга Памяти. Воинский мемориал» увековечила имена погибших при защите и освобождении Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков и похороненных на кубанской земле. В «Книгу Памяти» поименно занесены фамилии захороненных солдат и на территории Абинского района. Ознакомившись с текстом, вы узнаете, что горе не знает национальных границ. В земле Кубани в одних и тех же могилах покоится прах русских, украинцев, белорусов, адыгов, грузин. Им всем мы говорим: «Кубанцы помнят Вас. Спите спокойно. Открытая нужная страница Книги расскажет родным и потомкам героев войны о тех, кому мы обязаны жизнью».
   Судьба Епистиньи Степановой тесно связана с судьбой кубанских казаков. Книга Виктора Конова «Епистинья Степанова» о трагической судьбе матери, которая отдала Отечеству девять сыновей, потеряла двух дочерей и мужа. В потрясающей истории этой женщины, ее прекрасной семьи, ее теплого дома как в капле воды отразилась сокровенная жизнь нашего терпеливого, многострадального народа. Епистинья говорила: «Когда тебе тяжело, ты вспомни про мою судьбу, и тебе будет легче…»
   Сборник документальных очерков «Жернова судьбы» нашего земляка Владимира Лолы посвящен героям-землякам, внесшим    свою лепту в победу советского народа в Великой Отечественной войне. Читатели встретятся с действующими героями Великой Отечественной войны в их бесхитростных действиях на фронтах.
   Воспоминания фронтовиков не могут не волновать нас чистотой правды былого, лично пережитого.
   Более ста пятидесяти тысяч наших земляков-кубанцев принимали активное участие в битве за Берлин. В сборнике И. Мовы «Кубанцы в битве за Берлин» собраны воспоминания, очерки и рассказы кубанцев, непосредственно участвовавших в битве.
   В разделе выставки «Кубань край ратной и воинской славы» представлен богатый краеведческий материал, который расскажет вам о событиях Великой Отечественной войны на Кубани, о партизанском движении на Кубани, о беспримерном по героизму и стойкости мужестве мальчишек и девчонок военного времени, о наших земляках-героях, о ветеранах-фронтовиках.
   Литература к 2 разделу:

«Кубань – край ратной и доблестной славы»


  1. В труде, как в бою. Освободители Кубани – созидатели Кубани: фотоальбом//Адм. Краснодарского края. – Краснодар: Диапазон – В, 2008. – 160 с.: фот.
  2. Дроздов, И.Л. Полынная горечь: воспоминания, размышления /И.Л. Дроздов. – Краснодар: Диапазон – В, 2005. – 320 с.
  3. Забвению не подлежит. Т1. /Адм. Краснодарского края. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Краснодар: Диапазон-В, 2005. – 480 с.
  4. Игнатов, П.К. Братья – герои: повесть /П. Игнатов. – Краснодар: Кн. изд-во, 1981. – 176 с.
  5. Книга Памяти : «Воинский мемориал» о погибших при защите и освобождении Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков в 1942-1943 гг. и похороненных в кубанской земле/ Адм. Краснодарского края. – Краснодар: Печатный двор Кубани, 2003. – 264 с.
  6. Конов, В.Ф. Епистинья Степанова. – М.: Молодая гвардия, 2005. – 323 с.: ил. – (Жизнь замечательных людей: Сер. Биогр.; Вып. 936)
  7. Кубанцы в битве за Берлин: сборник воспоминаний, очерков, рассказов и стихов участников Берлинской операции /сост. И.Н. Мова. – Краснодар: Сов. Кубань, 2002. – 288 с.: фот.
  8. Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945: рассекреченные документы. Хроника событий: в 3-х кн. /Упр. по делам архивов Краснодарского края; Упр. Федерал. Службы безопасности России по Краснодарскому краю; Гос. архив Краснодарского края. Сост. А.М. Беляев, И.Ю. Бондарь. – Краснодар: Сов. Кубань, 2000.
  9. Кубань – фронту . 1941-1945: документальный альбом /Упр. по делам архивов Краснодарского края, Центр документации новейшей истории Краснодарского края. Сост. И.Ю. Бондарь, Н.Г. Попова и др. – Краснодар: Диапазон –В, 2008. – 304 с.: ил.
  10. Лола, В.П. Жернова судьбы /В. П. Лола. – Новороссийск, 2005. – 559 с.
  11. Мова, И. Н. Кубанцы в битве за Берлин: сборник воспоминаний, очерков, рассказов и стихов участников Берлин. Операции / И. Н. Мова. – Краснодар: Сов. Кубань, 2002. – 288 с.
  12. Монументы и памятники Великой Отечественной войны на Кубани /ред. –сост. И. Н. Мова. – Краснодар: Периодика Кубани, 2003. – 84 с.
  13. Память о Михизеевой Поляне. К 60-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков /Администрация Краснодарского края. – Краснодар, 2003. – 48 с.: ил.
  14. Партизаны Кубани в 1942-1943: к 60-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков / Администрация Краснодарского края. – Краснодар, 2003. – 55 с.
  15. Пятигорский, Э. На остриях войны: исторические хроники / Э. Пятигорский. – Туапсе, 2005. – 47 с.

   3 раздел: «Я читаю о войне…»

   Цитата:    

Это наша судьба.

   Это мы в этой книге.

    А. Абрамов

   БИБЛИОТЕКАРЬ 3:    Художественная литература выступает как хранитель памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт. По горячим следам войны создавали свои произведения поэты и прозаики, надевшие военную форму. Это Алексей Сурков, Константин Симонов, Михаил Шолохов, Григорий Бакланов, Василий Быков и многие другие. Давайте вспомним произведения некоторых из них.
   В годы Великой Отечественной войны писатель Борис Полевой был фронтовым корреспондентом. В своих произведениях он рассказывает нам о тех, с кем встречался на дорогах войны. Один из них - летчик Алексей Маресьев. Летчик без ног – такого еще не было в истории авиации. О необыкновенной судьбе этого человека, его мужестве и силе воли написал Борис Полевой книгу    «Повесть о настоящем человеке».
   Практически во всех оккупированных городах и крупных поселках действовали подпольные группы. Их подвигу, участникам подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», посвящен роман известного писателя Александра Фадеева «Молодая гвардия».
   Имя 19-летнего рядового Александра Матросова всем хорошо знакомо. Матросов погиб в боях за небольшую деревушку Чернушки. Был дан приказ – отбить у противника деревню и укрепиться на данном участке фронта. Хорошо укрепленный дот, который невозможно было взорвать, казался непреодолимым препятствием
   для солдат. Пулеметной очередью убивало многих. Александр Матросов вызвался уничтожить эту пулеметную точку сам, подполз к
   дзоту и своим телом закрыл огневую позицию врага. Героя разорвало на части, но жизни его товарищей были спасены. Пехота пошла вперед, приказ был выполнен, деревня взята. Об этом подвиге написал    П. Журба книгу «Александр Матросов».
   «Последний поклон», «Прокляты и убиты», «Так хочется жить»   . В этих книгах Виктора Астафьева рассказано о том, как мужественно преодолевали жизненные невзгоды люди, которым выпало тяжелейшее испытание – война.
   Однажды Борис Васильев, мало кому известный киносценарист, проснулся знаменитым. Страна зачитывалась его первой повестью    «А зори здесь тихие»…    Повесть о девушках-зенитчицах, которые вынуждены вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле – но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг…
   Верность, правда, честь стали нравственной основой в творчестве Юрия Бондарева. Всем знакомы его произведения    «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Последние залпы».
   Говоря о литературе, отразившей Великую Отечественную войну, мы должны отдать знак внимания и уважения фронтовым поэтам, стихи которых стали песнями.
   В дни блокады передачи на радио готовили журналисты и писатели. Ленинградцы не выключали радио ни днем, ни ночью. Из-за недостатка электроэнергии оно не говорило, а шептало. Но даже если только стучал метроном – и то было легче. У блокадного Ленинграда была своя муза Сострадания и Надежды, и она разговаривала с блокадниками стихами. С поэтессой Ольгой Берггольц…

   Дарья Власьевна, соседка по квартире,
   Сядем, побеседуем вдвоем.
   Знаешь, будем говорить о мире,
   О желанном мире, о своем.

   Вот мы прожили почти полгода,
   Полтораста суток длится бой.
   Тяжелы страдания народа –
   Наши, Дарья Власьевна, с тобой.

   О, ночное воющее небо,
   Дрожь земли, обвал невдалеке,
   Бедный ленинградский ломтик хлеба –
   Он почти не весит на руке…

   Для того, чтоб жить в кольце блокады,
   Ежедневно смертный слышать свист, -
   Сколько силы нам, соседка, надо,
   Сколько ненависти и любви…

   Столько, что минутами в смятенье
   Ты сама себя не узнаешь:
   Вынесу ли? Хватит ли терпенья?
   Вынесешь! Дотерпишь! Доживешь!

   Она была не просто поэтом: она стала голосом блокадного Лениграда, духовным символом Победы. Потерявшая близких, еле живая женщина не только держалась сама, но и поддерживала город словами мужества и надежды, выступая на радио, на заводах, в воинских частях. Это означало, что город жив, что сердце его бьется. Ее произведения «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Встреча с победой».
   Поистине бессмертен подвиг Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия – поэтического слова в гитлеровском застенке немецких тюрем.
   Советские солдаты, штурмовавшие Берлин, на тюремном дворе нашли вырванную из книги страницу, на которой было написано: «Я, татарский поэт, Муса Джалиль, заключен в Моабитскую
   тюрьму за политическую работу против фашистов и приговорен к смертной казни». Его сборник стихов вышел под названием    «Моабитская тетрадь».
   Наиболее сильным среди стихов военных лет является стихотворение Константина Симонова    «Жди меня».    Как
   только оно появилось в газете «Правда», его сразу же переписали в свои блокноты тысячи фронтовиков. В своих письмах домой солдаты говорили о самом главном, чем они жили, о чем они думали, словами этого стихотворения. Оно написано от имени солдата и обращено ко всем женщинам, которые ждут…
   ЧТЕЦ:
   Жди меня, и я вернусь.
   Только очень жди,
   Жди, когда наводят грусть
   Желтые дожди,
   Жди, когда снега метут,
   Жди, когда жара,
   Жди, когда других не ждут,
   Позабыв вчера.
   Жди, когда из дальних мест
   Писем не придет,
   Жди, когда уж надоест
   Всем, кто вместе ждет.
   Жди меня, и я вернусь,
   Не желай добра
   Всем, кто знает наизусть,
   Что забыть пора.
   Пусть поверят сын и мать
   В то, что нет меня,
   Пусть друзья устанут ждать,
   Сядут у огня,
   Выпьют горькое вино
   На помин души…
   Жди. И с ними заодно
   Выпить не спеши.
   Жди меня, и я вернусь
   Всем смертям назло.
   Кто не ждал меня, тот пусть
   Скажет: - Повезло. –
   Не понять не ждавшим им,
   Как среди огня
   Ожиданием своим
   Ты спасла меня.
   Как я выжил, будем знать
   Только мы с тобой, -
   Просто ты умела ждать,
   Как никто другой.

   (звучит стихотворение)
   Сколько бы лет ни прошло, стихи той поры останутся в строю как боевое оружие. К нам от имени солдат-фронтовиков обращены строки поэта Расула Гамзатова:

   Все, что мы защищали –
   И вам защищать.
   Все, что мы завещали –
   И вам завещать!

   ВЕДУЩИЙ:    Дорогие друзья! Расскажите, а какие книги о войне прочитали вы?
   (звучат ответы)

   ВЕДУЩИЙ:    Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Созданы мемориальные комплексы, места боев отмечены обелисками, памятники с красными звездами хранят имена погибших бойцов… Об этих героических днях сложено множество песен, сочинено стихов, создано много художественных полотен. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить о тех, кто отдал жизнь за Родину.
   (Звучит аудиозапись песни «День Победы»)

   Литература к 3 разделу:
«Я читаю о войне»
  1. Астафьев, В. Военные страницы: повести и рассказы. - 2-е изд./ В. Астафьев. - М.: Мол. Гвардия, 1987. – 462 с.
  2. Бакланов, Г.Я. Июль 41 года: роман; Навеки –девятнадцатилетние: повесть /Г.Я. Бакланов.– М.: Худож. лит., 1988. – 349 с.
  3. Берггольц, О. Собрание сочинений: в 3 т. Т.2 Стихотворения. 1941-1953 /О. Берггольц. – Л.: Худож. лит., 1989. – 431 с.
  4. Быков, В. Карьер: повесть /В. Быков. – М.: Сов. писатель, 1988. – 304 с.
  5. Варавва, И. Пожары Отечества: стихотворения и поэмы. – Краснодар: Сов. Кубань, 2001. – 608 с.
  6. Василенко, Г. Огонь на себя: повести и рассказы / Г. Василенко. – Краснодар: Сов. Кубань, 1998. – 224 с.
  7. Бондарев, Ю. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т.2. Последние залпы: повесть; Горячий снег: роман. – М.: Худож. лит., 1984. – 527 с.
  8. Быков, В. Колокола Хатыни /В. Быков. – М.: Правда. – 1987. – 176 с.
  9. Войнович. В.Н. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина: роман. Кн. 1 и 2. – М.: Изд-во «Кн. палата», 1990.– 554 с. – (Попул. Б-ка)
  10. Воробьев, К. Убиты под Москвой: повести /К. Воробьев. – М.: Правда, 1989.– 464 с.
    Обойщиков, К. Салют Победы: солдатам Великой Отечественной посвящаю…: стихи /К. Обойщиков. – Краснодар: Периодика Кубани, 2005. – 192 с.
  11. Твардовский, В. Василий Теркин: книга про бойца /В. Твардовский, худ. О. Верейский. – М.: Худож. лит. – 1974. – 217 с.
  12. Шолохов, М. Они сражались за Родину /М. Шолохов. – М.: Современник. – 1983. – 332 с.


   Приложение 2
Что такое «патриотизм»?



   Анкета для подростков и юношества от 14 до 24 лет

   Дорогой друг!

   Тема патриотизма - ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских, для любого современного человека. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы гордимся своей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности. Возможно, основания для нашего патриотизма не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
   А что такое «патриотизм» в твоем понимании? Предлагаем ответить на вопросы анкеты:
   1.Считаешь ли ты себя патриотом? Почему?
   2. Есть ли пример для подражания? Кто?
   3.Известный военноначальник Багратион говорил: «Я на все решусь, чтобы только еще иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую ее благосостоянию». А готов ли ты посвятить свою жизнь процветанию Родины?
   4.В какие именно моменты испытываешь национальную гордость за свою страну и людей?
   5.Возможно ли проявление патриотизма в мирное время? Приведите примеры.




   Приложение 3


   Интересные сценарии
мероприятий предлагает сборник «Читаем, учимся, играем»:
  1.    Баева, И.    Эх, путь дорожка фронтовая: литературно-музыкальный вечер/ И. Баева // Читаем, учимся, играем. – 2003. – №    4. – С. 66-71.
  2.    Бакулина, Г.В. Память жива: игра-экскурсия для старшеклассников / Г.В.Бакулина// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 4. – С. 17-20.
  3.    Балабан, Л.И. В боевом строю: план-схема книжно-иллюстративной выставки для читателей 13-16 лет / Л.И.Балабан// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 6. – С. 26-28.
  4.    Бессонова, Е.В. О вечно живых: сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся 8-9 классов / Е.В.Бессонова // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 3. – С. 4-7.
  5.    Бесхлебникова, В.А. Человек-легенда: устный журнал, посвященный конструктору-оружейнику М.Т.Калашникову / В.А.Бесхлебникова // Читаем, учимся, играем. – 2007. - № 7. – С. 61-66.
  6.    Боброва, Л.В. А пули еще прилетают оттуда…: классный час к Дню Победы /Л.В.Боброва // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 2. – С. 11-13.
  7.    Богданова, М.Е. Как я выжил, будем знать только мы с тобой…: сценарий литературного вечера о жизни и творчестве К.Симонова / М.Е.Богданова// Читаем, учимся, играем. – 2005. – №10. – С. 66-73.
  8.    Бондарева, Г.А. Реквием по человеку: сценарий вечера в форме художественной кинолетописи о Великой Отечественной войне / Г.А.Бондарева// Читаем, учимся, играем. – 2006. - № 4. – С. 36-41.
  9.    Боярышникова, Н.П. Я камнем стал, но я живу: урок истории / Н.П.Боярышникова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 3. – С. 21-26.
  10.    Бугримова, О. Экипаж машины боевой: сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного истории создания знаменитой песни о друзьях-танкистах/ О. Бугримова // Читаем, учимся, играем. – 2001. - № 6. – С. 106-109.
  11.    Бузулева, Л.А. По фронтовым дорогам: библиографическая игра по теме Великой Отечественной    войны / Л.А.Бузулева// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 3. – С. 15-18.
  12.    Буйнова, Т. Юные герои «сороковых, пороховых»: сценарий, посвященный детям Великой Отечественной войны / Т. Буйнова // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 4. – С. 55-61.
  13.    Власов, В.А. Живые, пойте о нас!: сценарий театрализованного представления, посвященного Великой Отечественной войне / В.А.Власов//    Читаем, учимся, играем. –   2005. - № 7. – С. 4-8.
  14.    Герасенко, А.А. «Сердца народного боль»: библиографический список художественной прозы о детях на войне / А.А.Герасенко// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 4. – С. 21-23.
  15.    Герасенко, А.А. Дети и война: библиографический список «песня гнева»/ А.А.Герасенко //    Читаем, учимся, играем. – 2005. – № 5. – С. 28-30.
  16.    Гольман, О.Ю. О нашем поколении солдат: литературная галерея писателей-фронтовиков/ О.Ю.Гольман// Читаем, учимся, играем. – 2006. - № 6. – С.54-59.
  17.    Горбунова, Л.П. Пусть поколения знают: театрализованный вечер встречи с ветеранами Великой Отечественной войны / Л.П.Горбунова // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 4. – С. 40-45.
  18.    Давно мы сняли с плеч шинели, но снятся нам все те же сны: подборка стихов, посвященных Великой Отечественной войне // Читаем, учимся, играем.– 2005. - № 5. – С. 31-35.
  19.    Дарсалямова, А.И. Где же вы теперь, друзья-однополчане?: игровая программа по военной тематике для учащихся 7-8 классов / А.И.Дарсалямова// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 2. – С. 27-29.
  20.    Егорова, С.Ю. Войной испепеленные года: литературно-музыкальная композиция для учащихся 5-11 классов / С.Ю.Егорова, Н.А.Сухаревская // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 2.– С.40-46.
  21.    Еремина, Г.А. Праздник с сединою на висках: сценарий мероприятия с участием ветеранов Великой Отечественной    войны / Г.А.Еремина// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 2. – С. 9-10.
  22.    Железнякова, Н.В.Здесь говорят одни лишь камни: вечер памяти для старшеклассников/ Н.В.Железнякова// Читаем, учимся, играем. – 2009.–№ 3.– С. 8-13.
  23.    Жукова, Н. И всему роду твоему: литературный вечер о писателе-фронтовике К. Воробьеве/ Н. Жукова // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 1. – С. 66-69.
  24.    Завьялова, Е.А. Жди меня, и я вернусь…: сценарий вечера памяти для учащихся 6-11 классов, посвященного Дню памяти и скорби (22 июня)/ Е.А.Завьялова // Читаем, учимся, играем.– 2008. - № 3. – С. 16-20.
  25.    Зайцева, Л.А. Дети и война: литературно-музыкальная композиция для ребят 5-8 классов, посвященная детям военной поры /Л.А.Зайцева// Читаем, учимся, играем. – 2006. - № 5. – С.54-59.
  26.    Зархи, С. В этом наша судьба…: литературный вечер-портрет о Э. Багрицком / С. Зархи // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 1. –С. 57-60.
  27.    Зархи, С. Песня меня научила свободе…: литературная композиция по стихотворениям М. Джалиля / С. Зархи // Читаем, учимся, играем. – 2001. - № 3. – С. 12-17.
  28.    Зозуля, Л.А. Ах, война, что ты сделала подлая…: литературно-музыкальная композиция для учащихся 7-11 классов /Л.А.Зозуля // Читаем, учимся, играем.– 2006. - № 4. – С.33-35.
  29.    Зырянова, В. Ветераны в двадцать с лишним лет…: материал, посвященный Ю. Друниной / В. Зырянова // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 1. – С. 70-78.
  30.    Кабанова, Г.Н. Час мужества пробил на наших часах…: вопросы викторины, посвященной событиям Великой Отечественной войны / Г.Н.Кабанова// Читаем, учимся, играем. – 2006. - № 3. – С. 38-39.
  31.    Карзникова, Л. Не умолкнет во мне война: литературно-музыкальный вечер / Л. Карзникова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 2. – С. 30-33.
  32.    Карнизова, Н. В. Подвиг защитников Ленинграда: внеклассное мероприятие, посвященное окончанию Ленинградской блокады для учащихся 8-11 классов/Н. В. Карнизова // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 11. – С. 52-64.
  33.    Коваленко, Н. Жестокая правда войны: литературно-музыкальная композиция / Н. Коваленко // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 3. – С. 12-17.
  34.    Конева, Е. В мир приходит женщина, чтобы мир спасти: сценарий, посвященный женщине в годы Великой Отечественной войны / Е. Конева // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 5. – С. 16-18.
  35.    Конева, Е. На войне одной минутки не прожить без прибаутки / Е. Конева, Н. Нахиева // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 4. – С. 62-65.
  36.    Коняхина, О.Р. Мы отстояли это право – жить»: литературно-музыкальная композиция для старшеклассников / О.Р.Коняхина // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 2. – С. 4-8.
  37.    Кочурова, С.Н. В памяти поколений: сценарий литературно-музыкальной композиции посвящен Великой Отечественной войне / С.Н.Кочурова// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 8. – С. 39-45.
  38.    Кравчук, А. А. Колокол памяти: поэтический вечер, посвященный Дню Победы / А. А. Кравчук // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 9. – С. 64-68.
  39.    Красникова, В.А. Поле русской славы: поэтический вечер для учащихся 5-8 классов / В.А.Красникова// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 4. – С. 13-16.
  40.    Ксенофонтова, О.Э. Я видел седых детей…: сценарий вечера-воспоминания для старшеклассников о горьком детстве многих, кто прошел испытания Великой Отечественной войны /О.Э Ксенофонтова // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 1. – С. 23-27.
  41.    Кузменко, Н. Снова ожили в памяти были живые…: литературно-музыкальный вечер//Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 2. – С. 13-16.
  42.    Кузнецова, Т.М. Всем сердцем поклонись!: интеллектуальная игра среди учащихся старших классов / Т.М.Кузнецова // Читаем, учимся, играем. – 2006. - № 12. – С.10-16.
  43.    Логинова, Л.Б. Парад героев: конкурсная программа, посвященная Великой Отечественной войне / Л.Б.Логинова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 5.– С. 21-23.
  44.    Логинова, Л.Б. Я вспомнил все былое…: литературно-музыкальный вечер для старшеклассников, посвященный 22 июня – Дню памяти и скорби / Л.Б.Логинова// Читаем, учимся, играем. – 2006. - № 4. – С.26-32.
  45.    Макаренко, Е. Ю. Нецелованный полк: литературно-музыкальный вечер на патриотическую тему, посвященный женщинам-летчицам / Е. Ю. Макаренко // Читаем, учимся, играем. – 2010. - № 1. - С. 62-67.
  46.    Максимова, И.П. Война! Твой страшный след…: вечер-встреча / И.П. Максимова// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 1. – С. 13-18.
  47.    Мальгин, А.С. Слава воину – защитнику!: материал для подготовки обзорной беседы по Великой Отечественной войне (1941- 1945 г .г.) / А.С.Малыгин // Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 5. – С. 44-49.
  48.    Мальгин, М.А. Иду на таран!: материал для подготовки сообщения о героическом подвиге советских летчиков, совершивших таран в годы Великой Отечественной войны / М.А.Мальгин // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 4.– С. 4-12.
  49.    Мальгин, М.А Решающий шаг к победе: материал для подготовки сообщения: 60 лет со дня проведения Берлинской стратегической наступательной операции и капитуляции фашистской Германии (16 апреля – 8 мая 1945 г .) / М.А.Мальгин// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 1. – С. 4-12.
  50.    Мальгин, М.А. Без объявления войны…: материал для рассказа о том, какую судьбу готовил германский фашизм народам всего мира / М.А.Мальгин // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 3. – С. 6-12.
  51.    Мальгин, М.А. Торпедная «атака века» на Балтике: материал для подготовки сообщения о подвиге Героя Советского Союза А.М.Маринеско / М.А.Мальгин // Читаем, учимся, играем. – 2005.– № 2. – С. 20-26.
  52.    Мартынова, А. Говорят погибшие герои: литературный вечер, посвященный молодым поэтам войны / А. Мартынова // Читаем, учимся, играем. – 2000. - №1. – С. 33-38.
  53.    Марченко, Н. Н. От Кремля до Рейхстага: сценарий познавательной программы для старшеклассников, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне / Н.Н.Марченко // Читаем, учимся, играем. – 2009. - №8.– С. 58-62.
  54.    Минина, Л.Е. Песням тех военных лет – поверьте: литературно-музыкальный вечер для учащихся 5-7 классов / Л.Е.Минина // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 3. – С.14-16.
  55.    Мищенко, А. Священная война: вечер-размышление /А. Мищенко //Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 2. – С. 4-10.
  56.    Моисеева, В.Н. Война – печальней нету слова: поэтический вечер для учащихся 6-11 классов / В.Н.Моисеева // Читаем, учимся, играем. – 2009. – №4. – С. 46-50.
  57.    Некрасова, Н. По праву разделенного страданья…: литературный вечер / Н. Некрасова // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 1. – С. 15.
  58.    Овечкина, Н.М. Нас песня на подвиг звала: подборка песен
  59.    (с нотами), посвященных теме Великой Отечественной войны /Н.М.Овечкина// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 6. – С. 30-41.
  60.    Осипова, Г.Ф. Поклон земле, суровой и прекрасной!: сценарий посвящен Сталинградской битве / Г.Ф.Осипова // Читаем, учимся, играем. – 2007. - № 5.– С. 37-40.
  61.    Осипова, Р. Запомни, этот город Ленинград, запомни, эти – люди –ленинградцы! / Р.Осипова // Читаем, учимся, играем.– 2002. – № 1. – С. 18-23.
  62.    Осипова, Р. У стен Брестской крепости / Р. Осипова // Читаем, учимся, играем. – 2001. - №3.– С. 4-11.
  63.    Оськина, Е.Б. Память сердца: литературно-музыкальная композиция / Е.Б.Оськина // Читаем, учимся, играем. – 2007. - № 7. – С. 58-60.
  64.    Павлова, О.А. Женский батальон: инсценировка по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» / О.А.Павлова // Читаем, учимся, играем. – 2009. – №4.– С. 52-53.
  65.    Петрова, О. Художник и война: о П. Пикассо / О. Петрова // Читаем, учимся, играем. – 2001.- № 3. – С. 24-29.
  66.    Петрова, С.В. Огненная дуга: теоретический материал о Курской битве – одном из основных этапов Великой Отечественной войны / С.В.Петрова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 5. – С.17-20.
  67.    Печенкина, Е.Р. Величие народного подвига: исторический турнир для старшеклассников/ Е.Р.Печенкина//    Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 8. – С. 50-51.
  68.    Полководцы и герои Великой Отечественной войны: Кроссворд // Читаем, учимся, играем.– 2005. - № 6. – С. 29.
  69.    Потанина, Н.Н. Победителю-солдату посвящается…: познавательная игра для учащихся 8-11 классов / Н.Н.Потанина // Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 12. – С.17-22.
  70.    Почему разгром немецко-фашистских войск под Москвой оценивается как начало коренного поворота в ходе войны// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 2. – С. 36-39.
  71.    Ралдугина, Н. Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла: литературно-музыкальная композиция / Н. Ралдугина //Читаем, учимся, играем.– 2003. - № 12. – С. 4-8.
  72.    Рыбалка, С.В. Салют защитникам Отечества!: сценарий мероприятия, посвященного Дню Победы /С.В.Рыбалка// Читаем, учимся, играем. – 2006. - №3. – С. 33-35.
  73.    Рязанцева, Л.М. Оружие Победы: исторический экскурс для учащихся 7-9 классов о вооружении времен войны / Л.М.Рязанцева// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 6. – С. 11-17.
  74.    Савельева, С.В. Теркин – кто же он такой?: литературная игра для учащихся 8 классов по поэме А.Твардовского «Василий Теркин»/ С.В.Савельева//Читаем, учимся, играем. – 2005. - №10.– С. 74-78.
  75.    Сазонова, Т. Поэзия моя – ты из окопа: литературно-поэтическая композиция / Т.Сазонова// Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 1. – С. 46-50.
  76.    Салтанова, Н.Г. И кисть с врагом сражалась…: путешествие по картинной галерее Великой Отечественной войны /Н.Г.Салтанова// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 7. – С. 19-26.
  77.    Сауткина, Е.В. Слава тебе, победитель-солдат!: литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню памяти и скорби /Е.В.Сауткина// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 3. – С. 4-5.
  78.    Свищева, Т.А. Блокадный Ленинград: урок памяти для учащихся 5-8 классов/ Т.А.Свищева// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 11. – С. 28-33.
  79.    Свищева, Т.А. Экскурсия по местам боевой славы: урок истории для учащихся 7-9 классов по местам боевой славы / Т.А.Свищева // Читаем, учимся, играем. – 2007. - № 7. – С. 50-57.
  80.    Сироткина, М.А. Портрет на фоне истории: час памяти    посвящен советскому военачальнику, полководцу А.М.Василевскому /М.А.Сироткина// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 11. – С. 23-27.
  81.    Ситникова, В.И. Память сердца: библиографический обзор сценарных материалов, посвященных 60-летию Победы / В.И.Ситников// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 2. – С. 30-35.
  82.    Созинова, Н.П. Памяти павших будьте достойны: торжественный митинг в честь празднования Дня Победы / Н.П.Созинова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 2 . – С. 47-48.
  83.    Старкова, Т. А. Когда стою у Вечного огня…: литературно-музыкальная композиция для учащихся 5-9 классов / Т.А.Старкова // Читаем, учимся, играем. – 2007. - № 4. – С. 4 -7.
  84.    Степанова, А.И. То юность моя в огне…: литературно-музыкальная композиция для учащихся 6-10 классов /А.И.Степанова//    Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 7. – С. 9-14.
  85.    Стрижова, Н.З. Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?...: сценарий литературной гостиной для учащихся средних и старших классов / Н.З.Стрижова// Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 12. – С. 24-31.
  86.    Тарасова, Г.Н. Вечной памятью живы: вечер памяти для ребят 9-11 классов / Г.Н.Тарасова// Читаем, учимся, играем. – 2006. - № 3. – С. 36-37.
  87.    Тарико, Л. Я забыть никогда не смогу…: сценарий литературного вечера о поэтах и писателях Ленинграда / Л. Тарико // Читаем, учимся, играем. – 2004.- № 3. – С. 18-23.
  88.    Тюрморезова, С.А. Минувших лет святая память…: сценарий театрализованного вечера для старшеклассников // С.А.Тюрморезова// Читаем, учимся, играем. – 2006. - № 5. – С. 49-53.
  89.    Филатова, М.И. Поклонимся великим тем годам…: сценарий линейки памяти, посвященной Великой Победе / М.И.Филатова // Читаем, учимся, играем.–2009.– № 7. – С. 51-55.
  90.    Хомская, И.В. Как хорошо на свете без войны: патриотический вечер для учащихся 7-11 классов / И.В.Хомская // Читаем, учимся, играем. – 2009. – №7.– С. 48-50.
  91.    Хомченко, О.С. Этих дней не смолкнет слава: историческая викторина для учащихся 6-8 классов /О.С.Хомченко// Читаем, учимся, играем. – 2006. - №12.– С.23-26.
  92.    Чередниченко, Т. Вы в битве Родину спасли: поэтический вечер / Т.Чередниченко // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 5. – С. 4-6.
  93.    Чернышова, В. Штык и перо: обзор литературы для молодежи / В.Чернышова // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 1. – С. 26 – 29.
  94.    Шатилова, В. Фронтовые поэты… Ваши жизни война рифмовала…: музыкально-поэтический вечер / В. Шатилова // Читаем, учимся, играем.– 2002. - № 1. – С. 4-14.
  95.    Шеина, Л.А.Священная война: сценарий праздничного мероприятия, рассчитанного на учащихся 5-7 классов, с викториной
  96.    для зрителей «Их доблесть бессмертна»/ Л.А.Шеина // Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 2. – С. 14-19.
  97.    Шелехов, М. Солдатская кукла: пьеса-сказка о кукле, попавшей на войну / М. Шелехов // Читаем, учимся, играем. – 2002. - № 1. – С. 24-37.
  98.    Шорохова, З.Д. Вас помнит мир спасенный!: вечер памяти, построенный в форме литературно-музыкальной композиции / З.Д.Шорохова// Читаем, учимся, играем. – 2006. - № 6. – С.52-53.
  99.    Шудегова, В.С. Вспомним всех поименно: литературно-музыкальная композиция 5-8 классов / В.С.Шудегова// Читаем, учимся, играем.–2005.- №5.– С. 4-10.
  100.    Шульженко, Т. Лишь память сердца говорит / Т. Шульженко // Читаем, учимся, играем. – 2002. - № 2. – С. 4-8.
  101.    Шуминова, И.О. Священный бой поэзии строкой: вечер для учащихся 7-11 классов посвящен поэтам Великой Отечественной войны: А.Твардовскому, М.Львову, Д.Кедрину, М.Исаковскому, А.Ахматовой, О.Берггольц, К.Симонову, А.Суркову, М.Алигер, В.Багрицкому, В.Инбер / И.О.Шуминова // Читаем,учимся, играем. – 2008. - № 10. – С.39-49.



   ББК 91.9 : 63
   И – 11
   И снова память возвращается к войне: методико-библиографическое пособие / Абинская библиотека; методико-библиографический отдел; материал обобщ. Е. Калюжная. – Абинск, 2010. – 34 с.

   В методико-библиографическом пособии «И снова память возвращается к войне…» в помощь библиотекарям предлагаем:
   - методические рекомендации по проведению различных мероприятий патриотической тематики;
   - сценарий презентации книжно-иллюстративной выставки «Листая летопись Великой…»;
   - анкета «Что такое патриотизм?»
   - рекомендательный список сценариев, посвященных Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.).

Публикации

Творческая работа

В осажденном ленинграде

Великий подвиг на волге

В библиотеку за здоровьем

В горах мое сердце

Хозяйство личное - забота общая

Имя России - Екатерина Великая

Дни воинской славы России

В библиотеку муниципального служащего

Календарь экологических дат

Календарь знаменательных и памятных дат 2010

Великая Отечественная война в литературе

"Я вновь умру, и я воскресну вновь..

Калейдоскоп профессий разных

Мир профессии 1

Мир профессии 2

Мир профессии 3

"Нелегкое право выбора"

"Чтение на ночь"

   

   

Hosted by uCoz